Школа Мастерства
Таблицы Юнитов
Коллекция Mgx
Игра в Интернете
Творчество Аокеров
Общение
Ссылки

ee
e

Школа Мастерства

Советы избитого Солдата (Pyc_Soldier)

Как правило Игра состоит из следующих основных этапов.
(Я постараюсь постепенно рассказать Вам о них, исходя из своего горького опыта.)

1. Думы перед игрой
2. Начальное развитие
3. Разведка и строительство передовой военной базы
4. Создание проблем противнику с целью обогнать его в развитии
5. Развитие экономики до необходимых размеров
6. Окончательный разгром врага

И так по порядку.

1. Думы перед игрой

Итак ты сел за компьютер и собрался поиграть. Подожди немного и разберись для начала зачем тебе это надо. Если тебе не важен результат, то зря время не теряй и в бой! Но может ты хочешь с каждой игрой хоть немного повышать свой уровень? Тогда выбери себе цивилизацию и присмотрись к ее особенностям. Этот материал можно найти в описании к игре (если ты владеешь Английским языком) или на некоторых русскоязычных сайтах.

Как выбирать? Если ты предполагаешь воевать в Империале при обилии ресурсов, тогда возьми например Турков или Корейцев, но лучше тогда начинай с игр типа Death Match(смертельная схватка), где ресурсов дают много. Это полезно, но не для начала. В обычной, классической игре(Arabia, POP 200, Conquest, All standart) кто же тебя допустит до Империала? Поэтому лучше выбирай цивилизации, которые сильны в Феодале и в Castle Age (Век Замков). Пожалуй это Монголы, Китайцы, Майя. Можно взять усредненных, типа Викингов. Каждая цивилизация чем-то сильна, надо только знать и использовать ее сильные стороны. Сразу это не почувствовать, но неплохо перед каждой игрой ставить себе задачу проверить какое-нибудь свойство или тактику. А после игры- просматривать ее и делать выводы. Только тогда будет повышение уровня игры. Только тогда появится интерес к записям игр более сильных игроков. А наработанные ими тактики будут тобой быстро перениматься и совершенствоваться. Ты скажешь, что я твержу прописные истины, но их мало кто выполняет. А в результате игроки годами топчутся на одном уровне. И я в том числе. Правда надо учесть, что эта работа требует упорства и времени.

2. Начальное развитие

Первое с чем сталкивается игрок, начиная ограть в Age of Kings, Conquerors - это проблема как побыстрее и получше перейти в следующий век. Об этом написано очень много. Я лишь постараюсь обобщить очевидные вещи.

1. Необходимо непрерывно делать поселенцев(крестьян, крестов).

2. Не откладывая в долгий ящик, необходимо сделать upgrade на Loom(ткачество) в городском центре(далее TC, то есть Town Center). Это необходимо для повышения живучести крестов при борьбе с волками и при охоте на кабанов.

3. В первую очередь заготавливаются ближайшие пищевые ресурсы, не требующие дерева( то есть не фермы), иначе непрерывности производства крестов не достичь. В этот состав входят: 8 овец(4+2+2), кусты, 2 кабана, возможно олени.

4. В зависимости от тактики необжодимо сделать не менее 20-27 крестов до начала перехода в Feodal Age. Для начала- 27.

5. Переход должен начаться не позже 8-11 минуты в зависимости от тактики. Ориентируйтесь на 10 минут. Раньше- лучше, но не в ущерб количеству крестов.

6. Разведчик(Scout) не должен стоять, а должен по спирали разведывать территорию вокруг.

То, что написано- это библия, которую надо заучить. Я даже не углубляюсь в доказательства, так как эти правила проверены тысячами игроков. Экспериментировать и импровизировать как правило надо позже.

Для тренировки, на мой взгляд, лучше взять Монголов и поставить себе задачу начать переход на 8 минуте при 20(+/-1) крестах. Схема примерно такая:

Заказываем крестов на всю еду. Два человека строят один дом, третий другой. Скаут бежит по кругу в поисках овец(не забывайте, что у Монголов скаут видит дальше). Нашлись овцы- гоним прямо в центр(выделяем их двойным щелчком по одной из овец). Всех крестов на овец. Выход из TC правой кнопкой тоже ставим на овце. Скаут продолжает бегать(не забываем, что при нажатой клавише Shift правой кнопкой мыши можно намечать путь скаута флажками на большой или маленькой карте, нажатие в последней точке делается без Shift). Примерно после пятого креста или в случае перерыва из-за недостатка еды делаем апгрейд на Loom. Человек 5 на овцах достаточно для подпитки едой на первом этапе. Беспрерывно делаем крестов! Для этого постоянно поглядываем на счетчик еды и про достижении 50food заказываем креста( лучше это делать горячими клавишами: стандатрно HC, но лучше перенастроить на CC папример). Одного на дерево. Новых овец- в центр. Ищите кабанов! Без кабанов рано не начать переход. Новые кресты строят Мельницу. Выход TC- на кусты. Одного посылаем приманивать кабана. Здесь будте внимательны- как только крест пару раз выстрелил и кабан за ним погнался, этот крест бежит к TC, а мы находим четырех человек(при необходимости и с овец снимаем), сбрасываем с них ресурсы в TC и - на кабана. Если крест, за которым гонится кабан сильно ранен- прячем его без промедления в TC. Нельзя терять крестьян попусту- поначалу каждый крест на счету(но он должен постоянно работать). Вы не забыли про домики? Пора построить один или два. И кстати выпустите креста из TC, а то он там засиделся:) Уфф! Скаут все бегает? Ok. Если второй кабан найден- вперед на разведку вражеского лагеря. Как там у нас со временем? Поджимает я думаю. Непрерывно делаем крестов! И на дерево их, на дерево. Нам же еще лесорубку ставить. Кончаются овцы? Маним второго кабана и повнимательнее с этим. Все, едой мы обеспечены. Теперь копим дерево для лесорубки, ставим ее в темпе всеми лесорубами(у леса конечно) и вперед, к победе Феодализма. К этому времени надо уже знать где враг. Это место надо разведать поподробнее. Нас интересуют места добычи ресурсов. После начала перехода в Феодальный век- сразу посылаем не меньше 4 крестов к базе противника. Еще хотя бы пара человек должны начать добывать камень. На излишек дерева строим фермы. Если четверо дошли и ждут окончания перехода, они пока могут построить домик или казарму(уж насколько Вы богаты). Лучше сразу отсечь врага башнями от камня, но следите, чтобы он не обнаружил Вас раньше времени. Как только перешли в Феодал- строим пару башен у врага и апгрейд на дальность в TC. Делаем новых крестов, строим фермы. Если атака развивается успешно- в это стоит вкладывать ресурсы. В противном случае- спасайте Ваших передовых крестов(можно спрятаться в стороне- потом пригодятся) и занимайтесь развитием для быстрого перехода в Castle Age.

Монголы хороши для раннего нападения. Лучше всего после такой подготовки напасть башнями на места добычи ресурсров. Не бойтесь, лучше погибнуть в бою, но создать проблемы врагу, чем сидеть на своей базе и ждать смерти. Такая тренировка монголами очень дисциплинирует, так как приучает не мешкать и не делать лишнего. После этого Вы станете лучше развиваться и другими цивилизациями.

3. Разведка и строительство передовой военной базы

Наша задача- разгромить врага. И без знания его местонахождения, а также без раскрытия его коварных замыслов эта задача невыполнима. Неизвестность нагоняет страх и растерянность. Вопрос:"Что делать?", неизбежно сменяется вопросом:"Кто виноват?", звучат тоскливые похоронные аккорды, а избитые союзники недовольно ворчат:"Что ты сидел на своей базе?! Почему не нападал, почему не помогал?!", и так далее. А ты и не видел что делается вокруг, просто неожиданно пришли какие-то воины из темноты и поломали весь лагерь. Знакомая ситуация?

Итак, разведка совершенно необходима. Особенно она важна на начальном этапе игры(который без разведки может превратиться для тебя в завершающий этап). Как отмечалось в разделе про начальное развитие, Scout должен бегать по спирали вокруг города и найти кусты, 8 овец, 2 кабанов, ближайшие месторождения золота, камней. Обязательно надо использовать Shift в сочетании с правой кнопкой мыши для того, чтобы наметить маршрут Разведчика на карте. Поначалу для точности это можно делать на большой карте(особенно для тех, кто может установить максимальное разрешение экрана в игре), потом маршрут удобнее намечать на маленькой карте(в правом нижнем углу). Последнее нажатие правой кнопкой мыши делается с отпущенной клавишей Shift. После этого Разведчик начинает свой путь. Следи, чтобы он поменьше стоял, а при движении оставлял поменьше черных участков, в которых может спрятаться кабан. Если время близится к 10 минутам(ориентировочное время начала перехода в Феодальный век), а ты еще не нашел пару овец или кабана, то бросай поиски и все равно направляй разведчика на поиски врага, иначе этот кабан тебе может и не понадобиться:) Овец или кабана мог случайно увести твой нерадивый союзник или хитрый враг. А может они потом найдутся.

Первое что ты должен понять- это будет на тебя раннее нападение в Феодале или враг затаился, чтобы прикончить тебя в Веке Замков(Castle Age). Сначала определись- кто находится напротив тебя(если это не игра 1 на 1, хехе). Как правило его разведчик первым прибегает к тебе. Если вражеский Разведчик бежит прямо на твой центр города(TC), то не поленись нажать на колокол, чтобы стрелами из TC убить его и лишить врага зрения. Он будет рад, поверь мне. Если ты успеваешь следить за очками, то в момент начала перехода в Феодал у врага резко упадет количество очков(из-за уменьшения количества еды). Для тебя это сигнал тревоги! Надо тоже срочно начать переход. Может быть даже отменить заказанных поселенцев. Заметить приближающихся вражеских поселенцев- большая удача. Если они близко- выслать в большем числе своих людей и убить. Если раненые убегают- преследовать каждого одним нераненым. Если застал их за строительством башни- разрушить башню и убить врагов можно одними крестьянами(надеюсь ты сделал upgrade на Loom! в TC). Хуже- если уже стоят две башни, тогда придется убегать и для задержания продвижения врага строить свои башни на его пути. Делать это надо без промедления и не забывать добывать камень.

Однако я отвлекся от разведки. В нее входит также строительство зданий(то есть дома, рынок, кузница и т.д.) таким образом, чтобы они полем своей видимости могли охватить прилегающие территории. В TC есть upgrade на увеличение видимости всех построек. Иногда его полезно делать сразу после перехода в Феодал. На вероятных направлениях наступления врага(лучше между лесными массивами) строятся Форпосты, которые имеют повышенную дальность обзора. В узких местах можно и деревянный заборчик построить. Заметить врага на подходах- это половина успеха.

После того как ты пробежался Разведчиком по вражескому городу и обнаружил где он добывает свои ресурсы, где его Форпосты, ты выбираешь лучшее место для атаки и напрвляешь туда поселенцев по- возможности незаметно(их тоже можно послать по маршруту как Разведчика). А Разведчик должен искать военные здания врага. Ты должен знать где враг строит свою военную базу и какими юнитами будет нападать. При этом не забудь, что лучшая защита- это хорошая атака на базу врага убийство его рабочих, помехи в добыче ресурсов. Даже при наличии военной базы враг не сможет организовать сильную атаку без достаточного количества ресурсов. К тому же ему придется воевать в своем лагере. Но не увлекайся войной! Пару его коней перережут половину твоих рабочих, если ты их вовремя не заметишь и не убьешь. Слушай звук гонга! Подобных оплошностей было совершено много и мной. И потом- не забывай поглядывать на количество очков. Если враг обгоняет в развитии и увеличивает разрыв, значит он убежал и развивается в другом месте, а ты штурмуешь пустой укрепленный лагерь. Заставить противника построить замок в своем лагере, а не в твоем- это хорошее дело, но с постройкой этого замка атаковать становится гораздо труднее. Итак, даже атакуя, надо продолжать разведку. Она ведь не занимает много времени- отправил Разведчика(а может уже и подразделение Рыцарей) по маршруту и жди новостей. На определенном этапе борьбы(главное не слишком поздно) нужно открыть картографию в Рынке, чтобы увидеть мир еще и глазами союзников. Не забывай также исследовать территорию позади себя. Хитрый враг может туда просочиться и ударить в спину.

Разведка в Империале совмещена с захватом территории. Здесь важно обнаруживать и захватывать все доступные залежи золота и камня. Для начала можно послать туда пару воинов(а может и не пару), а следом высылать толпу рабочих и строить TC. Не забывай про группу быстрого реагирования, которая порубает врагов, если ресурс окажется занят. При правильной игре в Империале побеждает тот, кто разведал, захватил и добыл больше золота и камня. Деревянными юнитами против золотых воевать затруднительно. Если враги начинают торговлю между собой, надо разведать их торговые пути и перерезать повозки. Полезно также разрушить рынок. Тогда повозки перестают ездить и их легче порубать.

Ну а если твоя взяла и остатки врагов прячутся по углам- открывай Глаз в Замке и враг у тебя как на ладони. Чем меньше осталось врагов, тем дешевле стоит Глаз.

4. Создание проблем противнику с целью обогнать его в развитии

Враг должен бояться и ошибаться. А ты должен командовать парадом. Для этого надо напасть достаточно рано и не давать покоя врагу до окончательного разгрома(его или твоего:)). Но как нападать- когда, где и чем? Размышления об этом можно начать с очевидных вещей:

1. Для нападения и защиты нужна Армия.

Вроде бы очевидно, а ведь очень многие надеются на "авось", думают что главное- понаделать апгрейдов, да побыстрее перейти в следующие века, а там и начать... Не выйдет, господа, и экономикой, и войной надо заниматься одновременно. Армию надо копить с Феодального века. Имея одну базу лучников и казарму ты не сможешь сделать достаточное количество юнитов, когда враг уже напал. Поэтому их надо копить, ведь война все равно начнется. А если враг не напал- юниты подвегаются апгрейдам и идут в атаку. Делать несколько военных зданий на однотипные юниты в начале игры чаще всего расточительно. К тому же лучше, если армия комбинированная. В армию, кстати входят и рабочие, строящие Башни и Замок, починяющие их и осадные орудия, и Священники, вербующие врагов, лечащие друзей.

2. Лучшая защита- нападение.

Естественно нападение не должно производиться вслепую. Если убили Разведчика, то исследуй территорию вокруг группой лучников или сделай еще одного Разведчика. Копи юниты, развивай экономику. Напасть надо достаточно рано, по-возможности в слабом месте врага и заставить его защищаться и бегать за твоими юнитами(а лучше от них). Очень полезно напасть на рабочих, высланных вперед для постройки военных зданий и, вовремя замеченных. Не забудь, что враг может выслать новых рабочих и достроить то, что недостроено. Особенное внимание надо уделить недостроенному замку! Либо его надо срочно огородить забором, либо разбить таранами. Одним конем долбить бесполезно! Способов нападения множество, но не забудь, что каждая тактика раннего нападения завязана на время и экономику. На две минуты позже с той же армией тебя может ждать гораздо более жесткий прием.

3. Экономику надо строить в соответствии со структурой расхода ресурсов на войну.

То есть, исходя из особенностей своей цивилизации и выбранной тактики, ты делаешь определенную комбинацию юнитов. А рабочие должны добыть столько ресурсов, чтоб и в века переходить без задержки и Армию сделать. Это нелегко, но для начала надо взять за основу определенную тактику и немного потренироваться. При этом отмечать время перехода в века, время твоего нападения и внушительность твоей Армии. В начале игры легче всего добывается дерево и золото. С едой попроще в Империале, когда сделаны все апгрейды на фермы(в Мельнице) и тележки(в TC). Зато в Империале сложнее с золотом и камнем, если только ты не выбил врагов с половины карты. Из этого следует, что предпочтительнее в ранние периоды нападать деревянно-золотыми юнитами, приберегая еду для перехода в века, самых необходимых апгрейдов и непрерывного изготовления рабочих. Основное количество рабочих трудится при этом на лесоповале(человек 15) и золотодобыче(человек 10). Дерево играет в начале вообще особую роль. Если тебя погнали, без него ничего не построить на новом месте- ни лесорубки, ни даже рынка, чтобы сбросить союзникам остатки ресурсов. А если еды не хватает, то ее легко можно докупить на золото. Не надо забывать про оленей. По возможности все живое в округе надо заготовить. Некоторые умудряются заготавливать даже вражеских кабанов, а его оленей и овец рубят разведчиком. Ну это не очень солидные методы. Хотя на войне все годится. И только ближе к Веку Замков начинаем размножать фермы.

4. Атака должна быть результативной.

Для этого надо иметь информацию об армии врага, знать какие юниты хороши против его юнитов и накопить хоть какой-то боевой кулак. Глупо идти копейщиками, лучниками и конями на Замок. Но не так глупо защищать ими штук 5 таранов, которые быстро его сломают. До поры пехоту можно держать в таранах и выпустить в случае нападения на них. Пока армия движется на врага можно успеть сделать важнейшие апгрейды(например на кольчугу). Не надо тупо нападать на одно и то же место. Как правило после первого нападения враг уже ждет тебя тут, а где-то рядом есть более незащищенные места. При массовом нападении конями полезно потом отступить для пополнения армии и лечения.

Возможны следующие результаты нападения:

-- Враг разбит ( Как правило это достигается мощной атакой в Веке Замков на единственный TC с применением таранов и(или) множества коней. Необходимые условия- ранний переход в Век Замков и беспечный враг с малой армией или без нее.).

-- Разбит передовой лагерь врага. ( Для этого надо сначала рано заметить этот лагерь и смело выслать туда свою могучую Армию, может поддержать ее поселенцами, которые построят башни или Замок рядом с его базой. Важно найти и убить рабочих, построивших базу и уничтожать все вылезающие юниты, пользуясь своим большинством. Постоянно присылать подкрепление если враг сопротивляется. Применять осадные орудия. Потом остатками своей армии можно побезобразничать и у врага на базе.).

-- Нанесен серьезный ущерб экономике врага. (Убивать его рабочих, не давать работать, огораживать его золото и камень частоколом, строить башни возле мест добычи ресурсов. Очень "обрадует" твоего противника строительство Замка прямо посреди его города под прикрытем 6-7 коней. Пока не нерешел в Империал в нем можно накопить взрывников и взорвать врагу TC или его Замок. Тараны тоже уничтожаются взрывниками. Не забывай и об уникальных юнитах из Замка. При этом надо беречь свои юниты и вовремя отступать от стрел из TC. О результатах можно судить по очкам. Если его рост замедлился, а ты продолжаешь развиваться, значит есть эффект. Это вредительство нужно начинать уже с Феодального века.).

-- Враг напуган ( Ранний переход в Феодал и постройка пары башен может заставить врага интенсивно добывать камень и делать боевые юниты в ущерб развитию. Пробежка группы Рыцарей по лагерю заставляет врага делать копейщиков. Атака на TC, множество лучников и священников вынуждает его построить замок у себя в лагере для защиты.).

5. Первая атака как правило не приводит к разгрому врага.

Главная задача- ослабить и напугать врага, а самому продолжать развиваться(то есть непрерывно делать рабочих сначала в одном, а потом и в нескольких TC, добывать ресурсы, делать экономические апгрейды). Он теряет рабочих, в суматохе делает ошибки, во время атак рабочие не работают и недополучаются ресурсы, что равносильно потерям. Враг больше думает об обороне и у тебя в городе относительное затишье. Только самые крутые враги могут одновременно и нападать и обороняться от сильной атаки. Но это уже искусство. Однако бдительности терять нельзя. Есть ведь еще союзники врага. Атака- это и хорошая разведка боем. Без контакта с противником непонятно чем он занимается. Выскочивший из Замка навстречу тебе десяток конников может многое прояснить:) Когда нанесен первый удар, можно, накапливая перспективные юниты(которые будут проапгрейчены и, например, защитят требушет), форсировать переход в Империал. Перейти раньше в Империал при приличной экономике очень важно. Империальские юниты гораздо сильнее Замковых.

5. Развитие экономики до необходимых размеров

В Темном веке ты делаешь 23-27 рабочих, затем в Феодальном веке еще 3-5 . Но по-настоящему бурное развитие должно начаться в веке Замков. Чтобы стартовать, необходим запас дерева. В процессе перехода в век Замков надо накопить 500-1000 деревяшек(зависит от тактики). Еда тоже нужна, но для начала ее может быть и не так много(я имею ввиду нужды развития). Смысл в том, чтобы продолжать почти непрерывно делать рабочих, но уже не в одном, а в двух или трех TC. Когда-то я писал про один из вариантов такого развития. Не надо его воспринимать как догму, но здесь есть хотя бы приблизительные расчеты:

Поначалу рубим овец, кабанов, кусты и делаем крестов в единственном TC(Town Center)- здесь все понятно. Но вот мы перешли в Castle, сделали один апгрейд в лесорубке, другой- в мельнице. А на нас как обычно (хехе) никто не нападает. Ну и конечно ничего не остается делать, как развиваться. Предположим я - китаец. Предположим также, что рубят лес у нас 12 крестов. Эксперимент показал, что чтобы делать крестов непрерывно, надо 6 ферм. Оттолкнемся от этого. Сколько все это стоит? TC=275wood; 6ферм=6*60=360wood. Итого 635wood. 6 крестов строят TC за 1мин. За это время 6 других крестов нарубят ~120wood. 635-120=515wood Итак как только у Вас накопилось ~500wood -снимайте 6 крестов с дерева(сбросив добытое) и бегите строить новый TC возле другого леса(а может там еще золотишко завалялось- тем лучше). Как только они построили TC и начали рубить лес- лесорубов на старом месте заставляем построить 6 ферм и начинаем непрерывно делать крестов по очереди в каждом TC (как только накопилось 50food нажимаем волшебные клавиши: HC или кто как настроил). Выход из TC- строго на дерево. Через 3 мин имеем необходимые 500wood для нового TC и 7 крестов. 6- отправляются дальше, оставнийся строит домик и дальше по распорядку. Теперь делается крестов в два раза больше. То есть за каждые следующие 3 минуты будет делаться на 7 крестов больше. Через 15 минут имеем порядка 100 крестов, чего уже вполне достаточно. Здесь не рассматриваются вопросы войны и дальнейших апгрейдов, но надо же иметь хотя бы приблизительную методику для начала. Пару слов о камне. В Conquerors TC стоит еще 100 камня. Если строить TC с периодичностью в 3 минуты, то достаточно двух крестов, добывающих камень. За это время 100stone они обязаны нарубить. Если устроить себе тренировку по этой методике, то может быть у Вас выработается привычка размножать крестов во что бы то ни стало даже во время войны. Тогда результаты не заставят себя ждать.

Фермы должны быть по-возможности ближе к месту, куда рабочие носят еду. Поэтому вокруг TC больше чем в два слоя фермы лепить не стоит. Лучше построить новый TC или мельницу(при нехватке дерева или камня). В Империале обязательно надо сделать второй апгрейд на тележку и все апгрейды в мельнице. Это существенно увеличивает производство еды при большом количестве ферм. Я слышал мнение достаточно сильного игрока, что для масштабной войны в Империале нужно не менее 50 ферм. Их надо делать и обновлять быстро, иначе не останется времени на войну. Для этого есть несколько приемов.

Во-первых применение все той же клавиши Shift. Выделяем группу рабочих(бездельников или даже добывающих что-то, чего уже в избытке), сбрасываем ресурсы в TC или склад, затем выбираем строительство ферм и, нажимая Shift, намечаем фермы вокруг TC примерно по количеству рабочих. По идее они должны все построить и распределиться по фермам. Правда частенько им все же надо помогать. Гораздо лучше получается результат когда таким же образом фермы закладываются в чистом поле, а потом, уже с отпущенной клавишей Shift, в центре строится мельница. Рабочие строят мельницу и практически идеально разбегаются по фермам, будь их хоть десяток.

Во-вторых не забывай заказывать фермы в самой мельнице, чтобы потом не метаться в поисках бездельников. А уж если фермер уже стал безработным, а след от фермы еще виден, надеюсь ты знаешь, что надо левой кнопкой мыши щекнуть по бездельнику, а правой по следу от фермы.

Больше 150 рабочих при лимите 200 делать не стоит, иначе на свои ресурсы ты не сможешь сделать армию. Но сделать 100 необходимо, хотя бы даже для тренировки. Выход из TC должен стоять на каком-то ресурсе(дерево, золото, камень). Когда люди накопятся, их кучей надо мобилизовывать на сельхозработы способом, описанным выше. Не позволяй рабочим носить добытое через полкарты- периодически переноси склады на новое место. Уже начиная с Века Замков надо стремиться захватывать территорию и ресурсы. Не жди когда кончится единственная куча золота, которую ты разведал возле своего города. Надо приметить ближайшие залежи, заранее выдвигаться туда и начинать добычу, рядом легче строить и военные здания, так как рабочие всегда под рукой. За камень и золото надо драться, добывать самому и не давать добывать врагам. Пусть лучше они получат этот камень в виде замка или бомбардных башен, а золото в твоих военных юнитах, а не наоборот. Не забывай о рынке, на котором можно продать лес и еду на золото. Если леса навалом, то можно продать и по невыгодному курсу. При затягивании войны можно и торговлю начать. Выход из рынка ставь на рынке союзника и заказывай несколько тележек(они тоже 50 золота стоят). Особо дотошные собирают реликты. Морока с ними большая, но золота прилично дают.

Не забывай, что в прщцессе войны рабочие гибнут и их надо восполнять новыми. Строить их надо в TC, ближайшим к новым ресурсам или в местах наибольших потерь. Когда экономика развита, то и армию надо строить непрерывно. Не ждать врага, а разведывать и нападать, не давать покоя. Экономику врага подорвать в поздних веках уже не так просто, но регулярные вылазки в разных местах с уничтожением его рабочих постепенно истощат его ресурсы.

6. Окончательный разгром врага

Девиз этого этапа примерно такой: "Если враг не здается- его уничтожают!"

Баловство и мелкое вредительство отходит на второй план. Или ты серьезно возьмешься за дело, или возьмутся за тебя. Если ты правильно действовал на предыдущих этапах, то ты уже имеешь приличную экономику: золото и камень добываются в двух-трех местах, имеются 4-5 TC, 80-100 рабочих, 30-50 ферм, сделаны основные экономические апгрейды(может быть кроме последних). Уже надо открыть картографию в Рынке и быть в курсе дел своих союзников, знать где находятся постройки врага и какими юнитами он воюет. Если ты видишь, что на определенные юниты врага сделано много апгрейдов и построено несколько однотипных военных зданий, значит надо подготовить антиюниты и тоже успеть проапгрейдить их. Кликнув мышкой на юнит врага, ты видишь слева внизу информацию о его степени защиты и силе удара. Для того, чтобы быстрее сделать необходимые военные апгрейды построй вторую кузницу и университет. Те юниты, которыми ты собрался воевать надо проапгрейтить максимально. Но лучше, если армия будет комбинированной- хотя бы из двух типов юнитов. Как правило один юнит- для нападения, другой- антиюнит вражеского, для защиты. Копи армию и бросай в бой ту или иную группу по обстановке. Если ресурсов много- лучше делать дорогие и сильные юниты, например Паладинов. Если построено достаточно много замков- можно сделать упор на уникальный юнит. Обязательно учитывай особенности выбранной цивилизации. Например, если Готами ты дошел до Империала, то однозначно надо делать Хускарлов в бараках(открыв уникальную технологию, позволяющую делать этот уникальный юнит не только в замках, но и в бараках). Они выплевываются с бешенной скоростью, стоят недорого, имеют бонус от стрел. И подобные особенности есть у других цивилизаций. Очень важна массовость. Воины должны делаться постоянно, а потом кучей посылаться в бой. Для разрушения зданий хороши требушеты, Bombard Towers(башни с пушками), Bombard Cannons(мужики с пушками), Bombard Galleons(корабли с пушками), Чемпионы(мужики с мечами). Тараны и Камнеметки хороши скорее в веке Замков. Пехота(не копейщики) достаточно универсальна, она годится и против зданий, и против живой силы, на здания ее надо пускать толпой. Пехота как правило боится лучников(когда их много), мушкетеров(Hand Canoneers), лучники и мушкетеры боятся скирмишей(Skirmisher - которые копьями кидаются) и коней, кони боятся копейщиков(алебардщиков). Алебардщики- считай тоже пехота и так по кругу.

Основная задача- сделать мощный боевой кулак и напасть по-возможности неожиданно на места добычи врагом золота и камня, выбить его оттуда , а самому срочно, тут же добывать их, бросив туда кучку поселенцев. Вокруг немедленно строятся несколько военных зданий, в которых сразу заказываются вереницы воинов. Тут же строятся замки, из замков требушеты для уничтожения всех вражеских зданий вокруг. Воины собираются в кучу и защищают требушеты. Военные здания выполняют также роль буфера ибо на их уничтожение врагу требуется время. Если военное здание горит и вот-вот будет разрушено лучше отменить заказанных там воинов и вернуть ресурсы. Дерева должно быть много и несколько рабочих должны постоянно застраивать территорию вокруг военными зданиями. Не надо забывать и о домах. Они должны быть построены с запасом, так как часть из них в войне будет разрушена, могут разрушаться TC и замки, которые тоже выполняют роль домов, а ты все равно должен иметь возможность построить максимальное количество юнитов. Это можно контролировать по цифрам вверху: 189/200 означает, что у тебя 189 юнитов из 200 возможных. Соответственно вторая цифра должна поддерживаться на максимальном уровне.

Если ты сделал достаточно мощный кулак и удачную комбинацию юнитов, то твоя армия как каток пойдет по карте, подминая все под себя. Этот вал остановить не так просто. Когда сломано первое сопротивление, то врагу надо отступить, отстроиться, накопить армию для отпора. Лучше не давать ему такой передышки. И тогда его немногочисленные разрозненные юниты будут погибать по пути, почти не причинив вреда. А каток будет продолжать свое движение. В этой армии хорошо иметь хотя бы несколько специализированных разрушителей зданий, которые существенно ускоряют дело. Пара священников благотворно влияют на здоровье воинов. Не забывай про подкрепления и разведку. Свою военную машину надо направлять в стратегически важном направлении, ибо движется она все же медленно. По пути строй военные здания, чтобы не подтягивать воинов через всю карту. Здесь очень важно владение "горячими клавишами" и скорость движений мышкой. Быстро думать и принимать решения тоже не помешает. Если такой "каток" пошел на тебя, а у тебя недостаточно сил, то уведи рабочих, отступи воинами сделай свой кулак в другом месте и направь навстречу. Сильно задерживают продвижение Бомбардные башни. Юниты они убивают очень быстро, а приемлимое средство против них- только требушеты. В башню можно спрятать несколько рабочих, которыми в переравах между атаками чинить башни. А для отвлечения и заманивания вражеских юнитов пусть вокруг бегают несколько копейщиков и скирмишей. Полезна в это время и атака на базу противника. Зачастую он, увлеченный наступлением, забывает об обороне. Надо показать ему- кто в доме хозяин и порубать его рабочих.

Атаки в дальних уголках карты конечно хорошо проводить конницей. Прекрасно, если у тебя есть десяток-другой паладинов со всеми апгрейдами. Для них даже копейщики не так страшны(если их не слишком много), в крайнем случае от копейщиков можно сбежать. Паладины и здания, и рабочих рубят прекрасно, но они требуют много золота. Если с золотом уже напряги, а с едой нет, то можно просто достать врага гусарами. Строятся 6-10 конюшен и во всех заказываются гусары. Выход из конюшен- на базе врага. Толпы гусар заполоняют его базу, не дают рабочим работать. И, хотя они гибнут, но все же рубят что-то, а враг тратит свои ресурсы, не добывая новые. В твоем же городе добыча идет полным ходом. Если враг заранее не подготовил большую толпу алебардщиков или не обгородился каменными стенами, то ему придется туго. Залог успеха атаки- внезапность и интенсивность. А также нужно иметь запас ресурсов и запас до предела населения.

При командной игре надо научиться также одновременно поддерживать до двух внешних фронтов, оборону своей базы и следить за экономикой. Это непросто, но здесь как раз и проявляется талант полководца. Я, увы, не могу похвастать талантами. Все, что я здесь написал было взято из опыта других игроков. Я встречал игроков-теоретиков, разрабатывающих тактики, игроков-практиков, интуитивно чувствующих как надо играть, но и те и другие почему-то ленятся написать о своих открытиях. Так что я лишь попытался достаточно кратко воспроизвести основные моменты, которые успел впитать, общаясь с ними. Многое остается незатронутым, но зато тебе остается простор для творчества и познания этой замечательной игры.

До встречи на поле битвы, воин!

e-mail: litmus@list.ru
Юниты Эпохи Империй
в реальной Истории:

на главную скачать игру
Сайт создан в системе uCoz