Школа Мастерства
Экономика и все с ней связанное (Pyc_BOJIXB)
В игре присутствует 4 вида ресурсов: еда(food), дерево(wood), камень(stone) и золото(gold).
Примечание:
1) время во всех статистических данных измеряется в игровых секундах, которые вы видете на игровых часах (чтобы появились нажмите F11).
2) данные для обычной цивилизации без экономического бонуса, для цивилизаций с экономическими бонусами цифры будут несколько отличаться.
1. Еда. Используется при производстве крестьян и военных юнитов. Накопленную еду можно скидывать в ТС или мельницу. Ее можно получать из:
-овец-индюшек, в каждой из которых по 100 единиц. За раз крест собирает 10 единиц с овцы и далее скидывает полученный ресурс. В случае если овцу едят под самым ТС, т.е. чтобы сбросить ресурс кресту достаточно встать, то 5 крестов съедят одну овцу за 54 секунды и получат с нее 86 единиц пищи. 14 единиц теряется за счет гниения мяса убитой овцы, т.е. как только она убита количество мяса убывает. Таким образом, средняя скорость сбора с учетом потери времени при переходе с овцы на овцу (оно порядко 0.6-1 сек) составляет 0.31 f/s (food/sec) (здесь и в дальнейшем не учитываются экономические апгрейды: тачка и тележка, а также экоособенности некоторых цив). Т.е. один крест соберет за 10 сек - 3 единицы еды именно это означает данное значение. Оптимальное количество крестов на одной овце - 6, хотя если овец много (например на карте LN), то можно их разделить на 2 группы по 3 (это довольно редкий прием), хотя при этом вы теряете пищу на гниении, зато выигрываете время на переходе с отработанной овцы на следующую (3 креста друг другу почти не мешают в отличии от 6), а также тем что сбросов еды для производства крестов будет меньше (соответственно еще экономия времени).
-оленей, в каждом - 140 единиц еды. Каждый охотник может собрать до 35 единиц еды за раз. Сбор еды с оленей пожалуй самый сложный вид сбора пищи, здесь скорость сбора зависит от положения мельницы (должна быть в центре стада оленей), количества охотников и перемещения оленей (самого непредсказуемого фактора). Собирать оленей рекомендую 4 крестами. 4 креста полностью обрабатывают одного оленя сразу и за 75 s собирают 121 единицу еды. Учитывая все перемещения охотников средняя скорость для 4 охотников составит 0.35 f/s. Для сравнения 6 охотников за 60 s собирут 126 еды и для них средняя скорость сбора будет 0.32 f/s. В пользу 4 охотников также говорит то, что после сбора всех оленей у вас будут 4 бездельника, а не 6 или больше (в случает сбора оленей большим количеством крестов), а следовательно и перенаправления этой рабочей силы на новое место у вас большое расстояние пройдут меньшее количество крестов, а следовательно и будет большая экономия рабочего времени равная большем количеству заработанного ресурса.
Примечания:
1) отмечу что при сборе оленей нужно постоянно следить, чтобы не убили лишнего оленя, когда закончат с одним, т.е. как видите что мясо оленя заканчивается, то ждете конца и направляете 4 охотников на ближайшего другого, а не ждете пока они автоматически не начнут охотиться, но это требует внимания.
2) существует так же возможность загонять оленей, обычно это выполняется скаутом, но можно и крестом, хотя и сложнее. Для этого нужно стоять сзади оленя на одной прямой к тому место, куда вы хотите чтобы он бежал (обычно это место - ТС).
-кабанов, каждый по 340 единиц еды. Чтобы съесть кабана, его нужно приманить. Это выполняется обычно крестом (реже скаутом или например ментом при драше) для которого сделан loom (без loom-a у креста HP 25, кабан его убивает за 4 удара, с loom-ом НР 40, его убьют за 7 ударов). Наносится 2 удара по кабану и крест бежит к ТС, где его поджидают голодные соплеменники. Каждый крест набирает до 35 единиц еды. Рекомендуемое количество крестов на кабане - 6. Они собирут 292 еды с одного кабана за 120 сек, соответственно скорость сбора будет 0.40 без учета времени приманивания. Аналогично, как и в случае с оленями большее количество охотников на кабане означает, что после его обработки будет больше бездельников, которых нужно распределить, а следовательно и затратить времени на их новые назначения.
Примечание: кабанов можно воровать с помощью скаута или мента (ополченец или m@n) у соперника, который будет не в восторге от этого (но кому сейчас легко?), некоторые этот прием осуждают, прежде всего потому что сами это делать не умеют , тут нужен практический навык. На ЛН можно воровать даже 2-3 кабана одним крестом за раз (если они в куче).
-ягод, в каждом кусте 125 еды, а всего кустов обычно 6, т.е. итого 750. Скорость сбора ягод зависит от положения мельницы, в которую скидываются собранные ягоды, а также количества работающих крестов (3-4 креста обычно наиболее эффективно действуют). Если все больше 3 кустов расположены в одну линию, то нужно ставить мельницу так, чтобы между ней и кустами был просвет в 1 (расстояние равное одному сегменту стены), куда как раз влазит один крест, тогда кресты будут меньше бегать для скидывания ресурса. При более сложном рассполжении кустом можно ставить мельницу вплотную к кустам. Главное в любом случае следить, чтобы кресты добывали ягоды с ближайшего к мельнице куста и не бегали к дальним. Это экономит время и повышает скорость сбора. Минимальные и максимальные значения скорости сбора ягода могут сильно разниться, средняя же составляет 0.28 f/s.
-ферм, в зависимости от апгрейда содержит 175 и далее, для ее строительства требуется 60 дерева (исключение 40 у тевтонцев). Крест может набрать до 10 единицы еды. Еда скидывается на мельницу или ТС, поэтому фермы нужно строить как можно к ним ближе. Т.е. нужно обкладывать фермами вокруг мельницы или ТС, в этом случае (фермы в один слой) скорость сбора с фермы составляет в среднем 0.33 f/s. Если же строить ферму дальше (второй слой), то скорость сбора снdизиться до 0,26 f/s. Фермы стротся, когда заканчиваются другие ресурсы.
Примечания: Часто выделяют сразу несколько крестов, к примеру, 5 и ими строят одну за другой фермы с помощью зажатой клавиши shift. Получается, что первую строят 5 крестов, вторую 4, третью 3 и т.д. Это очень медленно. Лучше всего строить одну ферму - одним крестом, при этом время на строительство фермы составляет 15 сек. Выгранное время определяет до десятка секунд или более в зависимости от количества задействованных крестов. Знаю следующие способы строительства таким методом ферм:
1) выделить 3 креста, строить 3 фермы с зажатым shift-ом и сразу рядом строить дом, после его строительства кресты сразу распределятся на строительство ферм по одному на каждую. Аналогично можно и большим числом крестов, если есть много лишнего дерева, при этом вместо дома всеми ими строить мельницу.
2) обычное строительство с shift-ом, но при клике на каждую новыю ферм нужно удерживая ctrl убирать одного креста из списка, получится, что все строят их по одному на каждую ферму.
3) просто скоростное строительство, быстро выбрать одного - делать ферму, выбрать другого - делать ферму и т.д., лишено систематического подхода, но вполне быстро если вы используете горячии клавиши (у меня нужно нажать Q-Tab для строительства одной фермы).
-рыба, 200 единиц содержит прибрежная рыба и 225 единиц глубинная рыба. Прибрежную рыбу можно собирать крестами и рыболовецкими лодками, а глубинную только лодками.
В зависимости от положения мельницы, которая определяет расстояние проходимое крестами за прибрежной рыбой, средняя ее скорость может достигать 0.37 f/s. Довольно быстрая добыча еды, быстрее сбора оленей.
Лодки в отличии от крестов производятся из 75 единиц дерева в доках, переносят 15 единиц еды. Эффективней всего ими сбор глубинной рыбы, в зависимости от положения дока к рыбным месторождениям средняя скорость сбора составляет 0.37 f/s. Более медленне проходит сбор прибрежной рыбы, которая во-первых, расположена вдоль берега, а следовательно новые месторождения все дальше и дальше от дока, чем глубинная, во-вторых скорость сбора с нее гораздо ниже. Средняя скорость сбора прибрежной рыбы лодками будет 0.24 f/s, но с течение времени, когда лодки будут отходить все дальше она еще больше снизиться.
Если рыба закончилась, то начиная с феодала можно строить рыболовные сети (наподобии ферм, только для дока), которые стоят 100 дерева, строятся 53 сек, имеет 715 единиц еды и средняя скорость сбора с них - 0.28 f/s.
Отсюда можно сделать вывод, что сбор прибрежной рыбы полезен крестами и крайне не эффективен лодками. Глубинная рыба - очень быстрый вид добычи. Рыбные сети малоэффективный вид получения пищи, только если вы проиграли землю, то можно как-то скомпинсировать это сбором пищи в море.
Общее примечание: нужно следить какой вид ресурсов вы добывали, если например, креста с 10 единицами овцы вы направите на ягоды, оленя или кабана, то он потеряет честнозаработанную баранину. Лишь мясо оленя и кабана взаимозаменяемо, можно без потерь переходить с одного на другого.
Альтернативный метод получения пищи:
Покупка еды в рынке за золото. Огромные возможности в этом плане открываются у сарацинов. У них самая выгодная продажа ресурсов. Можно продавать лес за золото, а затем золото за еду, в результате получается в зависимости от количества занятых на лесе крестов и количества продаж довольно высокие скорости добычи еды. При 1400 леса за 900 еды все еще выгодно, поскольку скорость составляет 0.25 еды за сек, но для обесбечения таким же количеством еды нужно 16 фермеров + дополнительные 960 леса для ферм. Т.е. очень долгое время такой обмен выгоднее, чем фермерство.
Еще большую скорость получения еды можно извлечь из продажи камня за золото, а затем покупки еды за золото. Камень начинает продаваться при цене 123 золота за 100 камня, и если продать 1400 камня за 1300 еды, то получиться итоговая скорость сбора еды 0.36 f/s.
Понятно, что большой топор нужно исследовать обязательно, а добычу камня если у вас на камне больше 5 шахтеров.
2. Лес. Получают из деревьев, в каждом из которых 100 древесины. Каждый лесоруб может нести до 10 единиц леса (без учета экоапгрейдов и бонусов). Периодически ему необходимо скидывать накопленный ресурс, это он может сделать в ТС или лесопилке. Для эффективности сбора нужно, чтобы лесорубы проделывали как можно меньший путь при сбросе собранного дерева, а значит лесопилку нужно строить как можно ближе к лесу. Переодически нужно строить новую лесопилку, когда вырубается достаточно количество леса, чтобы вставить ее между старой лесопилкой и лесом. Строиться лесопилка 1 в расчете на 5-6 крестов, так как при большем количестве кресты будут мешать друг другу и скорость сбора снизиться. Место строительства лесопилки должено так, чтобы можно было направить креста на любое переднее дерево, т.е. строительства в задней части леса, где видны лишь контуры креста и лесопилки - противопоказано и может быть лишь в крайнем случае. Периодически нужно направлять креста рубящего дальнее от лесопилки дерево на ближнее или выводить из ступора застрявшего наработанными ресурсами. Скорость сбора дерева в среднем 0.35 w/s (wood/sec), скорость зависит от поведения крестов когда они переходят на следующее дерево.
3. Золото. Добывают из золотых залежей, которые состоят из кучек в каждой по 800 золота. Каждый работник зарабатывает за раз 10 единиц золота и скидывает его в шахту. Шахту нужно распологать так, чтобы между ней и золотом был зазор в 1 растояния (сегмент стены), куда как раз влазил один крест. Если крестов больше 6, то можно сделать вторую шахту с противоположной стороны золотого рудника. Скорость сбора в среднем 0.34 g/s (gold/sec), зависит от положения шахты, расположения крестов и формы золотого рудника.
Альтернативные методы получения золота:
Торговля:
между союзника можно торговать (с врагом тоже можно, но он скорее всего будет убивать ваших торговцев, если он не убит). Торговля ведется между вашим рынком и рынком союзника.Чем больше расстояние между ними, тем больше золота можно увезти. Золото возят торговые повозки. Стоимость торговой повозки - 100 дерева, 50 золота. В империале для повозки есть апгрейд - Торговые караваны, повозки с ним двигаются в 2 раза быстрее. На карте для 4 игроков, одна повозка может перевезти 91 золота за 3 с половиной минуты, если рынки расположены в сосдених углах карты. Таким образом, максимальная скорость сбора золота (больший путь может быть по длинной диагонали карты, но этот путь небезопасный и ваши повозки будут убивать) на карте для 4 игроков будет 0.42 g/s. Но как правило реальная скорость меньше, так как рынки могут стоять не в углах, а чуть ближе друг к другу, по дороге могут быть здания, мешающие движению, а так же если повозок много они могут мешать друг другу. Если расстояние между рынками составляет 3/4 стороны карта, то скорость упадет до 0.35 g/s, 1/2 карты - 0.26 g/s, 1/4 карты - 0.18 g/s. Минимальное расстояние между рынками, когда возможа торговля равно 5 единицам (1 единица - сегмент стены), тогда скорость сбора будет 0.12 g/s. Чтобы быстрее велась торговля, нужно много торговых повозок, а чтобы быстро их сделать нужно 3-4 рынка. При этом не забудьте удалить лишний рынок если есть, так как золото повозки повезут на ближайший рынок, а на рынке союзника будет меньше золото (так как расстояние будет считаться до ближайшего вашего рынка). На дальних расстояних минимальное расхождение в расположении рынка превращается в большую разницу перевозимого золота, т.е. если крайний в углу рынок дает 91 золота, то ближний на расстояние 6 единиц уже 81 золота.
Для карты на 6 и 8 игроков максимальная скорость также будет 0.42-0.43 g/s, возить повозки будут по 110 и 122 золота соответственно.
Можно торговать по воде, тогда роль рынков играют доки. При этом торговые лодки стоят 80 дерева, 50 золота. Доки должны аналогично расположены как можно дальше, но при этом максимальная скорость сбора золота ниже порядко 0.3 g/s.
Итого, торговлю нужно начинать, когда истощаются золотые прииски. Чтобы вас золотой голод не застал в расплох, нужно торговать начиная с раннего импа, имея повозок 5. Наиболее эффективна торговля при наиболее отстоящих друг от друга рынках. Торговый путь нужно очистить от зданий и при возможности оградить стеной для защиты. Для нужд армии после истощения золотых рудников обычно достаточно порядко 40-50 повозок.
Реликвии: собираются по карте монахами. Если поместить в монастырь, то дают золото. Одна реликвия - 0.51 g/s, две - 1 g/s, три - 1.48 g/s, четыре - 2 g/s, пять - 2.45 g/s. 5 реликвий дают столько же золото, сколько 5-6 крестов с исследованными "золотыми приисками" на бесконечном руднике.
4. Камень. Добывают из каменных залежей, в основном это 4 кучки по 350 в каждой. Все тоже самое что и для золота. Скорость сбора в среднем 0.33 st/s (stone/sec).
Экономические апгрейды..
Для повышения скорости сбора определенного вида ресурса можно исследовать апгрейды в лесопилке (большой топор, смычковая пила, двуручная пила) и шахте (добыча камня, каменная шахта, добыча золота, золотая прииски).
Большой топор (исследуется в феодале) - стоит 100 еды, 50 дерева, после его исследования скорость сбора дерева в среднем 0.40 w/s. Преимещство 3 единицы дерева в минуту по сравнению с добычей без апгрейда. Или же можно сказать, что 20 крестов с апгрейдом, соберут столько же ресурсов, что и 23 креста без апгрейда.
Смычковая пила (исследуется в замках) - стоит 150 еды, 100 дерева, средняя скорость сбора возрастает до 0.48 w/s.
Двуручная пила (исследуется в империале) - стоит 300 еды, 200 леса, средняя скорость сбора около 0.53 w/s.
Добыча золота (исследуется в феодале) - стоит 100 еды, 50 дерева. Скорость 0.39 g/s.
Золотые прииски (исследуется в замках) - 200 еды, 150 дерева. Скорость 0.45 g/s.
Добыча камня (исследуется в феодале) - стоит 100 еды, 50 дерева, скорость 0.39.
Каменная шахта (исследуется в замках) - 200 еды, 150 дерева. Скорость 0.43
В ТС исследуются апгрейды влияющие на скорость и грузоподъемность креста (тачка - в феодале и тележка - в замках).
Тачка - стоит 175 еды, 50 дерева, исследуется 75 сек. Переностся на 3 единицы больше и скорость движения крестов чуть выше.
При исследовании тачки и большого топора скорость повышается до 0.42 w/s, тачки и смычковой пилы - до 0.49 w/s.
На сбор камня, золота тачка почти не оказывает влияния.
Наибольшее влияние оказывает исследование ТС-апгрейдов на скорость сбора еды с ферм: средняя скорость сбора с фермы (первого слоя) - 0.36 f/s, второго слоя - 0.30 f/s.
Тележка - стоит 300 пищи, 200 дерева, исследуется 55 сек. Крест переносит еще на 7 единиц больше, итого 20.
Тележка+большой топор=0.44 w/s
Тележка+смычковая пила=0.49 w/s
Средняя скорость сбора с фермы (первого слоя) - 0.42 f/s, второго слоя - 0.37 f/s.
В мельнице исследуются апгрейды влияющие на количество еды в ферме: хомут - стоит 75 еды, 75 дерева, добавляет +75 к количеству еды на ферме, итого становится 175+75=250, тяжелый плуг (125 еды, 125 дерева) - еще +125 еды и +1 к грузоподьемности фермера, сбор урожая (250 еды, 250 леса) еще +175 еды. Со всеми апгрейдами есть возможность работать на фермах по 550 еды на каждой.
Исходя из характеристик апгрейдов, можно расчитать необходимое время для их исследования:
Большой топор - обычно исследуется сразу после перехода в феодал, но имеет смысл только если количество лесорубов больше 10, в этом случае будет выигрыш в 1 креста, иначе, например, 5 лесорубах не стоит торопиться.
Смычковая пила - обычно исследуется сразу после перехода в замки, исследовать обязательно, только если нет военных задач, на которые срочно нужна еда. Имеет смысл при более 10 лесорубах, при этом 10 лесорубов без этого апгрейда работают как 8 с ним, то есть выигрыш 2 креста на каждый десяток лесорубов.
Двуручную пилу - нужно исследовать сразу по переходу в империал. Если нужны ресурсы для армии можно немного отложить.
Добыча золота и добыча камня - если исследовать при 7 рудокопах один из этих апгрейдов, то выигрыш будет в одного креста, то есть нужно исследовать если есть лишнии ресурсы при числе рудокопов - больших 7.
Золотые прииски нужно исследовать в замках при числе рудокопов больше 15, либо в империале.
Каменную шахту нужно исследовать если у вас есть действительно неоходимость в камне, для этого нужно не более 10 рудокопов и исследовать этот апгрейд.
Хомут нужно исследовать в феодале как можно скорее, но не в ущерб развитию.
Тяжелый плуг нужно исследовать в позних замках, либо ранних если вы бумите.
Сбору урожая желательно исследовать в самом начале империала.
Поскольку тачка оказывает существенное влияние лишь на скорость сбора с ферм, то соответственно ее нужно исследовать при большом количестве ферм.
Если игра идет на арабии, то она исследуется при порядко 10 фермах и больше.
Если игра идет на ЛН, то ее исследовать в замках, при 2 ТС и более, и порядко 20 и больше ферм.
Примечание: если расчитать исходя из скоростей сбора еды с фермы, то экономически выгодна тачка становится лишь при 33 и большем количестве ферм, но более раннее ее исследование хорошо тем, что можно исследовать затем тележку, еще более мощный экоапгрейд дающий значительный прирост скорости сбора, в результате чего экономическая выгода будет при количестве ферм больше 20.
Тележку нужно исследовать как можно скорее после исследования тачки, так как это очень эффективный апгрейд.
Таким образом, мы разобрались (по крайней мере я на это надеюсь) с апгрейдами и временем их исследования.
Производство крестов.
Крестов нужно производить непрерывно, простоя ТС (idle TC) быть не должно (TC - town center-городской центр). В условиях лага нужно чтобы на очереди было 2 креста все время, в таком случае не будет паузы между производствами крестов.
Как правило в игре побеждает соперник с лучшей и эффективной экономикой. Эффективность - это положение мест сборов ресурсов, их количество, занятость крестьян. Об эффективности я уже рассказывал выше, можно лишь добавить, что для отлова крестов-бездельников нужно поставить удобную горячую клавишу - у меня это Пробел.
Так же экономика характеризуется количество работающих крестов. Минимальное количество крестов для эффективной и полноценной борьбе в империале - это 125. Рекомендуемое значение - 140 крестов. В этом случае вы будете иметь достаток ресурсов, которых можно вложить в армию или производство крестов заместо умерших.
Экономическое развити и буминг (booming).
Буминг - это быстрое экономическое развитие, все внимание уделяется экономике, почти не расходуются ресурсы на армию. Т.е. после перехода в замки нужно основное большинство крестов направлять на дерево, для производства ферм и новых ТС. Для производства крестов нужна еда с ферм, поэтому учитывая скорость сбора с них, для непрерывного производства нужно 7 ферм на каждый ТС (без тачки), либо 5, 6(с тележкой и тачкой соответственно). В общем, 7 ферм на ТС и вы не ошибетесь, так как излишки еды понадобятся на апгрейды. На камне должно быть 3-4 креста, чтобы было достаточно камня для ТС.
Что бы побыстрее достичь нужного количества крестов (>125) нужно побольше ТС. Минимальное количество ТС - 5, рекомендуемое - порядко 10 и больше. За счет этого вы быстрее разовьетесь, а затем быстро сможете восполнить потери в крестах. К тому же ТС вмещает 15 крестов, следовательно в 5 укроются - 75 крестов, а остальных убьют в случае мощного рейда, а в 10 - 150, то есть все ваши кресы.
ТС должны распологаться в местах добычи ресурса - леса, золото, камня, для защиты работников от армии противника.
В конечном этоге для полноценного ведения войны нужно 50-60 крестов на фермах.
Если вы используете золотые юниты, то нужно порядко 30 крестов на золоте. В начале импа нужно готовиться торговать с союзником, так как золото имеет свойство заканчиваться. В этом случае, по мере конца золото нужно удалять лишних крестов-рудокопов и делать торговые повозки и апгрейд на их скорость в рынке. Торговых повозок должно быть в итоге порядко 40-50.
В случае соблюдения этих правил недостатков в ресурсах на армию не будет.
Экономические бонусы цивилизаций:
ацтеки - + 5 к переноске ресурса (по эффективности сравнима с бесплатной тачкой, работающей еще с темных веков), +33% к получению золота от реликвий, т.е. 0.64 g/s с одной реликвии и т.д.
Британцы: ТС стоит в два раза меньше по дереву - 138 дерева, 100 камня, потому и британский бум один из лучших. Пастухи работают на 25% быстрее за 45 сек обрабатывают овцу, снимают 89 еды, средняя скорость сбора с овцы составит 0.37 f/s. Быстрее сбора оленя между прочим. Поэтому на ЛН британцам рекомендуется кушать овец.
Викинги: бесплатная тачка и тележка, но работают они с феодала и замков соответственно. Лучшая цивилизация для бума.
Готы: +5 атака кабана, его можно успешно убить 3-4 крестами, +15 грузопереноска мяса с охоты (оленей, кабанов). С учетом этого повыситься скорость сбора еды с оленя, 3 креста за раз обработают оленя и получат с него 116 еды. Средняя скорость сбора еды с кабана будет порядко 0.37 f/s.
Испанцы: торговые юниты дают на +33% больше золота и использование всей стороны карты позволяет достичь скорости сбора золота - 0.57 g/s на карте для 4 игроков.
Кельты: дровосеки работают на 15% быстрее, средняя скорость с леса составит 0.37 w/s, с большим топором - 0.46 w/s, со смычковой пилой - 0.54 w/s. Двуручной пилы у них нет, да она им и не нужна. Овца не обращается в пределах видимости юнита (лучшая цивилизация для кражи овец).
Китайцы: технологии стоят дешевле в феодале на 10%, в замках на 15%, в импе на 20%. +45 к количеству еды на фермах.
Корейцы: рудокопы на камне работают на 20% быстрее, в темном веке 0.38 st/s т.д.
Майя: ресурсов хватает на 20% больше, это значит что вместо 100 дерева майя фактически добывают 120, овцу 5 крестов съедают за 62 сек и получают 101 единицу еды, одного кабана 6 крестов снимают 340 еды со скоростью в среднем 0.4 f/s. Таким образом, подчеркну, что добывают не на 20% медленнее (как многие почему-то считают), а на 20% больше ресурса, но с такой же скорость как и обычная цива. Вообще майя очень мощная в экономическом плане цивилизация, имеет все экобонусы + еще эти 20% на ресурс (например, уже в дарке +35 к фермам, а с апгрейдами +50, +75, +110, т.е. при сборе урожая ферма будет фактически давать 660 еды).
Монголы: охотники работают быстрее на 50%. Скорость охотников на кабане повышается до 0.61 f/s, а средняя скорость сбора с оленей до 0.47 f/s.
Сарацины: у сарацинов самая выгодная торговля на рынке. Учитывая довольно полное технологическое дерево, можно сказать что сарацины несколько недооцениваются. В том же противостоянии с гуннами они очень сильны.
Тевтонцы: фермы стоят 40 леса, хорошая цива для бума.
Турки: золотодобытчики работают на 15% быстрее.
Французы: фермы улучшаются бесплатно. Т.е. в темном век ферм дает 175 еды, в феодале +75 и т.д.
Японцы: бонус на скорость работы в темном веке - 5%, в феодале - 10%, в замках - 15%, в импе - 20%. Честно говоря он мне пока не виден. Мельницы, шахты, лесопилки стоят на 50% дешевле, что существенно экономит дерево.