Школа Мастерства
Таблицы Юнитов
Коллекция Mgx
Игра в Интернете
Творчество Аокеров
Общение
Ссылки

ee
e

Школа Мастерства

1.Все о войне (Pyc_BOJIXB)

Макроуправление большим количеством войск, выбор рода войск, исследование апгрейдов и т.п. - все это стратегия, способ ведения войны и экономики с целью получить преимущество в течении большого промежутся времени.
Микроуправление - это управление каждый юнитом, другой уровень игры, требующий высокой скорости скорости и внимания. Это тактика, в результате которой в течении нескольких секунд можно решить исход стычки, а бывает и исход всей игры.

О макроуправлении.

О группах войск (ГВ) и их управлении.
Перемещение по карте возможно с помощью скролинга (ведем курсор в сторону и тянем дальше, в результате экран смещается в ту сторону), либо по миникарте (клик левой кнопкой мыши - переходим в то место).
Способы выделения войск:
1) выделение одного юнита кликом левой кнопки мыши на нем.
2) ставим курсор в левой верхней четверти экрана, нажимаем левую кнопку мыши и проводим курсор в правую нижнюю четверть, создается так называемая "рамка". Те юниты, которые попали в ее поле выделяются. Это массовое выделение юнита.
3) двойной щелчок левой кнопкой мыши на юнита, при этом выделяются все такие же юниты присутствующие в пределах экрана. Кликнули на лучника - выделять только лучник, кликнули на скирмиша - выделятся скирмы и т.д.
4) если зажав Ctrl или Shift нажимаем на одном из юнитов на игровом экране (1-3 способом), то этот юнит добавится к выделенным. Применение: сбор расбросанных войск или крестов в пределах нескольких экранов. При этом по карте перемещаем скролингом или с помощью миникарты.
5) использование горячей клавиши
а) горячая клавиша нахождения бездельника (у меня пробел), при нажатии выбирается не работающий крест.
б) горячая клавиша нахождения воина-перекурщика (у меня прокрутка средней кнопки мыши вверх).
в) группа забинденная цифровой клавишей. Для этого выделяется группа каким-либо способом, и нажимается клавиша Ctrl+"цифровая клавиша" (+ означает что нажимаются вместе, одновременно; цифровые клавиши использую от 1 до 5 вверху клавиатуры под кнопками F1-F5). После этого нажатие этой цифры при ведет к выделению забинденной группы войск, а двойное нажатие приводит к переходу на это войско смещением игрового экрана.
Примечания: на цифровую клавишу можно забиндить также здание или группу зданий, но при этом ее нельзя будет естественно использовать для группы армии. Обычно биндю однотипное войско на отдельную клавишу, например под цифрой 1 - рукопашные юниты, под цифрой 2 - стреляющие, под цифрой 3 - копьеносцы либо осадные и т.д.

Способы изменения группы войск:
1) если удерживая Ctrl нажать на иконке юнита внизу панели экрана, то данный юнит уйдет из группы выделенных.
Применение: отсев ранненых юнитов с целью их дальнейшего лечения, выделенных ошибочно, либо разнородных.
Примечание: используется в так называемом "клонировании", группу войск (военные юниты или монахи) направляется в точку или на юнита, удерживая Ctrl уменьшается группа на одного юнита, делается новый клик на цель или точку карты, повторять пока выделенных юнитов не останется. При этом получается, что каждый юнит нашел свою цель, но все они могут оставаться выделенными на забинденной клавише и их можно обратно собрать.
2) если удерживая Shift нажать на иконке юнита, то выделенными останутся юниты только данного типа (луки, скирмы, пики, рыцари и т.д.). Применение: быстрое выделение нужного типа войск среди разнородной толпы военных юнитов либо крестов к примеру выделить среди войск и направить работать.
3) если удерживая Ctrl+Shift нажать на иконке, то выделение снимается со всех юнитов данного типа. Применение: создание группы без юнитов данного типа.
Наиболее часто используемый это первый способ, чуть реже - второй, третий очень редко используемый (по крайней мере мной).

Управления группами войск и особенности

Атака.
Можно кликом правой кнопкой мыши на юните врага отправить группу в атаку, но это не самый эффективный способ. Лучше использование патруля (внизу слева на панели крайняя слева иконка в верхнем ряду (у меня горячая клавиша Z). Нажав на кнопку патруля назначаем место, в которое ГВ будет двигаться. При этом войско как только обнаружит врага на пути своего следования - нападает на него. Для рукопашных юнитов обычно точку назначения выбираю впереди среди вражеских войск, а для стреляющих чуть сзади, тогда они сбиваются в кучу и быстро стреляют.
Примечание: в grushe (galleyrush) применяется наиболее часто, поскольку в патруле галеры действует на порядок эффективнее. Так же часто используется для скирмов в flashe (feodalrush) или луков. Очень эффективно для группы скорпионов. В постимпе желательно использовать повсеместно.
Также можно как обычно направить войско кликом на вражеского юнита, либо на место рядом с ним и при подходе к нему нажать на кнопку Стоп (у меня горячая клавиша Е). Секундное размышление и ваши воины рвануться на врага, при этом атакая не одного, а сразу всем фронтом. По сути такого приема я не видел, сам до этого дошел, когда начал активно использовать клавишу стоп.
Примечание: если атаковать здание (ТС или башню), в котором спрятались кресты врага, нажать стоп, то ваши юниты будут продолжать атаковать здание, но как только кресты из него выйдут они их будут автоматически преследовать.
Можно и перемещать войско в точку карты с помощью патруля, тогда в расплох вашу армию не застанут (в движении армия не атакует, потому ее могут безболезненно атаковать, а патруль решает эту проблему).
Дополнительные функции:
Позиции.
Иконки находятся во втором ряду внизу экрана. Есть агрессивная, обороняющаяся позиция, стоять на месте и умереть героем. Последняя мной не используется, поскольку умерать не люблю.
В агрессивной позиции юниты нападают на любого врага, которого видят, ее нужно не забывать ставить на скаута в начале игры, поскольку она по умолчанию на нем не стоит. Агрессивную нужно ставить всегда, кроме некоторых случаев. Горячая клавиша A.
В обороняющейся позиции юниты нападают на врага, но преследуя его некоторое время возвращается на место. Пример использования: отгоняем крестов противника пехотой с места добычи леса например. Убегая за крестами врага юниты могут попасть под огонь ТС, но с обороняющейся позицией возвращаются на место, главное, чтобы они не находились близко к ТС и имели пространство для возвращения после преследования. Горячая клавиша S.
Стоя на месте: используется для стреляющих юнитов (лучников, скирмов, канониров). Юниты сохраняют строй и стреляют залпами. Горячая клавиша D.
Формации.
Всего их 4, но я использую только 2.
Линия - плотный строй, хорош для стреляющих юнитов, чтобы ограничить область атаки рукопашными. Горячая клавиша Q.
Шахматный порядок - исопльзуется для рукопашных юнитов для расширения области атаки, либо для стреляющих, если их атакует баллиста. Горячая клавиша W.

Апгрейды.
Одна из важнейших составляющих игры, вовремя сделанный апгрейд может все решить в вашу пользу.
Качественное улучшение в военном здании нужно выполнять как можно быстрее, так как арбалетчик намного сильнее лучника или кавалерист/паладин, чем просто рыцарь. Выполняются военные апгрейды в кузнице. Исследовать нужно те апгрейды, которые влияют на ваши войска, для стреляющих юнитов - колющая атака и броня, для рукопашных - рубящая атака и броня.
Для стрелящих нужно исследовать сначало атаку, затем защиту, для рукопашных - в зависимости от цели, т.е. если это убийство вражеских юнитов - то сначало атаку, если рейдинг под огнем ТС или лучников - то лучше броню.
Примечания: мамелюки и метатели топора это рукопашные юниты (хоть и атакуют дистанционно) и для них нужна соответствующая броня.
В импе нужно 2-3 кузницы, чтобы быстро сделать нужные апгрейды, одновременно и атаку и защиту.
Для стреляющих так же есть апгрейды: химия (также необходимо для доступа к производству канониров), баллистика и осадные инженеры (для осадных юнитов) , в стрельбище - кольцо и парфянская тактика (для конных лучников).
Нужно заранее знать какими типами войск будешь атаковать и потому готовить заранее соответствующие военные здания, апгрейды в них и кузницах. В феодале-замках военных зданий нужно 2-3, в импе - 6-7.
Примечания: нужно хорошо представлять цену юнитов, какие юниты против каких наиболее эффективны и в каких сочетаниях они прикрывают слабые стороны друг друга. Точные значения бонусов можно посмотреть в соответствующих таблицах.

Микроуправление

Управляем всеми юнитами в игре: крестов направляем или поправляем, войском - управляем. Игрок с хорошим микроуправлением получает значительное преимущество - его экономика эффективнее, его войско - искуснее и побеждает большее по численности врага.
Некоторые приемы в микро:

Отвлечение-завлечение.
Существует такое понятие как фокус атаки - это значит, что все войско атакует одного определенного юнита. Это используется для того, чтобы его быстро убить, перейти на следующего и т.д. Таким образом, вы быстрее сокращаете вражеское войско и его военную ценность, выражающуюся в общем уроне, который он может нанести вам.
Если вы обнаружили юнита, на котором сосредоточен фокус атаки соперника, то его нужно отводить назад или в сторону (в случае если по нему стреляют), тогда юниты врага либо потянутся за ним, либо будут стрелять менее эффективно, в результате вы нанесете ему большой урон. Можно специально управлять юнитом (т.н. "заяц"), посылать его чуть впереди войска и как только его начинают атаковать, то отходить назад или идти в сторону параллельно вражескому войску.
Примеры:
1) несколько рыцарей сражаются с пиками, того на котором сосредоточена атака врага нужно отводить, за ним потянутся пикейщики, а другие ваши рыцари будут их бить. Опоненту нужно замечать это и чтобы все пики не погибли переводить фокус атаки на другого рыцаря, с которым вы можете проделять аналогичкую процедуру;
2) идет стычка между галерами, ту по которой стреляют ведете параллельно войску противника, чтобы некоторые его стрелы пролетали мимо, а вы наносили больший урон;
3) создаете несколько таранов, направляете их впереди лучников. Вражеские лучники стреляют в ближайшего юнита, а поскольку это тарано, у которого большая защита против стрел, то они продержутся очень долго, а в это время ваши лучники уничтожат вража. Противодействовать этому очень сложно, так как направлять огонь лучников если их много не эффективно, потому оппоненту лучше всего отступить и запастись баллистами, либо рыцарями. Т.е. для отвлечения стреляющих юнитов таран идеальная цель, лишь канониры их убивают довольно быстро.

Хитэндран (hit and run - ударил и убежал).
Самый популярный и действенный прием при управлении стреляющими юнитами.Стрельнул по одному юниту всей группой - убил, и отбежал. Залп - труп - отбежал и т.д.
Примеры:
1) лучники стреляют по одному отдельно взятому рыцарю из 10 и отбегают, снова стреляют и отбегают, если их достаточно много, на них апгрейды на атаку, а на рыцарях нет, то лучники легко победят.
2) катапульта (она же онагр, балиста) против лучников. Нужно подбегать в мертвую зону катапульты - вплотную к ней, наносить удар и все время следовать за ней, так как она все время будет пытаться уйти на расстояний, чтобы нанести удар.

Контроль за здоровьем.
Нужно стараться смотреть сколько у вражеских юнитов здоровья, для этого постоянно кликать на них ЛКМ. Как только обнаружили раненных, их нужно атаковать.
Примеры:
1) кресты привлекавшие кабанов, их обычно используют на фермах, чтобы спрятать вовремя в ТС, но если этого не сделали, то можно найти их среди остальных и убить скаутом.
2) стыки рыцарей, где своих раненных отводим чуть назад одновременно отвлекая на себя некоторых вражеских, а вражеских ранненых атакуем 2-3 рыцарями одновременно.

Использование рельефа местности.
В зависимости от базовой атаки юнит находящийся на возвышенности получает преимущество перед нижестоящим. Базовая атака - это повреждения, которые наносят юниты друг другу на ровном месте (расчитывается А1-В2, где А1 -атака одного юнита, В2 - защита второго). Если базовая атака меньше 6, то верхний юнит наносит больше повреждений на +1, а нижний наносит меньше на -1, иначе +1/-1, итого верхний за один обмен выстрелов имеет преимущество в 2 хитпойнта. При базовой атаке от 6 и выше верхний имеет преимущество +2/-2, 4 хитпойнта за выстрел. Аналогично и дальше, при базовой атаке например, 12 у верхнего бонус +3/-3. Все это одинаково для рукопашных и стреляющих юнитов.
Пример:
1) война начальных скаутов на арабии используя возвышенности все время нужно оказаться в позиции сверху.
2) если лучники с апгрейдами и на возвышенности, то они могут успешно противостоять скирмам.
Также можно использовать узкие места, в которых пространство ограниченно и потому можно успешно атаковать.
Примеры:
1)"карман" в лесу, где можн расположить группу лучников и тогда они будут одновременно сражаться лишь с одним рыцарем из десятка, так они легко могут выиграть, в то время как на просторе они бы быстро проиграли, либо понесли серьезные потери. Аналогично можно специально создавать такие искуственные места, например из несклольких сегментов стены или домиков, для того чтобы засесть там лучникам.
2) Пространнство межуду домами или зданиями, где на выходе бьем по одному вражескому юниту, который проходит через проход.

Наиболее сильно выявляет микро при форвард раше, когда вы управляете своими крестами-форвардами + построенным войском, здесь так же применимы приемы отвлечения и атаки ослабленных.
Универсальное же правило для любых ситуаций: если видите, что вражеское войско сильнее, то нужно отходить и именно насколько точно вы прогнозируете исход ситуации повлияет на итог.

Тренировка.
Если микроуправление можно тренировать, то умение думать или есть, либо придет с опытом или его нет и не будет. В любом случае анализ записей игр и выявление ошибок является обязательным, если хотите поднять свой уровень игры.
Относительно недавно начал искать тренажеры микро и нашел несколько вполне подходящих. Это такие программы как Reflex, Piegates и мной используемая Clickmer. Эти программы тренируют fastclick, т.е. насколько быстро и точно вы нажмете на определенной цели. Единицы измерения скорости - APM, расшифровывается как действий в минуту.

2.Советы по ведению войны в посткастл-импе (Pyc_BOJIXB)

Причина, по которой я пишу эту статью, то что что вижу в записях игр, из разговора с игроками более или менее упорядочились мысли и идеи с которыми спешу поделиться.
Итак, нехитрое правило: Выигрывает не тот кто больше заработает ресурсов, а кто больше потратит. Эту формулировку можно еще дополнить "кто потратит наиболее эффективно", но на пальцах суть в одном: у кого больше войско, кто больше вложил в него ресурсов - тот фактически и выиграет.
Как же побыстрее и правильнее потратить ресурсы?
1. Войско должно производиться из большого количества военных зданий, но не больше 10, я бы назвал оптимальным 6-7 зданий. Сравним производство рыцарей из одной конюшни - 15 рыцарей и теже 15 рыцарей из 5 конюшен. Время производства рыцаря 30 сек, значит чтобы из одной конюшни были произведены 15 рыцарей, нужно 15*30сек=7 мин 30 сек. Из 5 конюшен производятся только 3 рыцаря и требуемое время 3*30сек=1 мин 30 сек. Итак разница 6 минут. Либо вы атакуете противника сейчас, либо через 6 минут разница я думаю очевидна.
Мы выяснили что чем больше зданий, тем лучше.
2. Однотипные здания должны находиться рядом в пределах экрана. Например наши 5 конюшен нужно строить рядышком, чтобы курсором быстро переходить из одного здания в другое.
3. Для производства юнита необходимо использовать горячую клавишу. Если вы не согласны проведите эксперимент. Выберете курсором здание, теперь нажмите курсором иконку юнита внизу слева экрана. А теперь выберете курсором здание и нажмите кнопку Q например. Что быстрее? Понятно что нажать на клавишу быстрее, чем сдвинуть курсор мыши и попасть на иконку и нажать на нее. Разница около секунды, или даже больше смотря насколько хорошо вы владеете мышью. А если таких нажатий нужно 10, 20, 30 раз, а за всю игру больше 100, некотрые окол 1000 нажатий. Соответственно подсчитайте сколько сэкономлено времени.
Все горячии клавиши я описывать не буду, а опишу только те которые непостредственно нужны для войны.
У меня на горячих клавишах находятся все типы юнитов:
Q - рыцарь W - скаут E - верлюд в конюшне.
A - мечник S - копьеносец D - орел F - хаскарл в бараке
A - лучник S - скирмиш D - конный лучник F - канонир в тире лучников
A - таран S - катапульта D - скорпион в осадной мастерской.
Сочетание клавиш A S D F можно использовать в любом здании, A присвойте юниту иконка которого крайняя слева, S - второго слева, D - следующего и т.д. Так вы не будете путаться. Для этого достаточно запомнить порядок иконок в зданиях. Вторую иконку нажимать клавише S, первую клавишей А. Мне нужне к примеру скирмиш. Я вспоминаю, он - вторая иконка на панели внизу, значит нужна клавиша S. У меня лишь конюшня особенная, но я просто так ее сделал в самом начале, а потом привык, вы же можете аналогично рыцаря усадить на А, скаута на W и верблюда на E.
И что же получается. Чтобы заказать 15 рыцарей из 5 зданий, я перехожу к ним, захожу курсором в одно, 3 раза нажал Q, захожу курсором в другое также 3 раза Q и т.д.
4. Теперь о способах перехода в военное здание.
Можно назначить горячую клавишу на переход в здание. У меня для удобство переход в здание и строительство его на одной букве, только добавляется клавиша Alt.
Например строительство конюшни - Q, а переход в нее Alt+Q. Недостаток такого способа перехода - немного неудобное сочетание из двух клавиш, но может вы забиндите удобнее. А так же то что таких зданий может разбросано по карте несколько, и придется несколько раз переходить чтобы найти нужное.
Группе зданий можно присвоить цифру, как группе войск Ctrl+цифра. Тогда при нажатии на эту цифру перейдете к нужным зданиям. Недостаток - цифры используются и для групп войск, а удобных цифр только 4, остальные - далеко. Поэтому можно пойти на компромисс и использовать для здание цифры например 3 и 4, а для войск 1 и 2.
Переход по миникарте. Если вы зрительно помните где строили группу ваших зданий, щелкните примерно там на миникарте и скролингом найдите их.
5. Я понаделал войск, у меня поп-лимит а где войска не знаю. Чтобы найти войско есть боевой режим на миникарте, в нем отображаются только военные единицы. Так вы легко найдете ваше войско.
Еще есть возможность найти ленивое войско по аналогии с крестами - бездельниками. Для этого можно забиндить клавишу, например у меня для это прокрутка колесика мыши вверх. Так вы перейдете на одного из ваших воинов-бездельников.
6. Можно использовать точку выходу, чтобы либо ваши войска собирались в одной точке, а затем использовались, либо сразу бежали как например гусары и конюшни к месту где нужно атаковать работающих крестов противника. Самое главное, чтобы точка выхода не находилась в гуще боя, где ваши войска будут легко умирать один за другим. Сражаться нужно толпой, а не по одному.
7. Универсальный совет - если видишь что враг сильнее, отходи и собирай сила, а не проигрывай битву, если ты чувствуешь себя сильнее - то атакуй. Чтобы это работало стабильно, нужно знать и чувствовать силу своего войска в противостоянии с врагом.
8. Очень важны апгрейды войск. +2 к атаке в толпе превращается в громадное преимущество, как только возможно так нужно делать апгрейды. Для этого перед переход в эпоху империй сделай 3 кузницы, чтобы сразу исследовать апгрейды, а в университете не забывайте про химию и баллистику для стреляющих юнитов.
Ну и последнее, не нужно ждать эпохи империй, нужно атаковать в замках, для сноса зданий активно использовать тараны.

e-mail: litmus@list.ru
Юниты Эпохи Империй
в реальной Истории:

на главную скачать игру
Сайт создан в системе uCoz