Школа Мастерства
Таблицы Юнитов
Коллекция Mgx
Игра в Интернете
Творчество Аокеров
Общение
Ссылки

Юниты Эпохи Империй в реальной Истории

Боевая Повозка

История боевой повозки, как боевого оружия, сочетающего в себе вооружение, защиту воинов и подвижность, уходит своими корнями в глубокую древность. В памятниках древности мы находим описания боевых повозок, назначением которых было защитить вооруженных воинов и, повысив их подвижность, создать ударные средства атаки неприятельских войск.
Исходно это было средство безопасной доставки на поле битвы воинов и снаряжения. Судя по всему это тангутское изобретение, точнее изобретение их предков –  цянов. Возможно, корейцы тоже воспользовались этим изобретением, но никаких точных данных об использовании корейцами боевых повозок нет. Такие повозки сохранялись, по мнению исследователя материальной культуры тангутов А.П. Терентьева-Катанского, также и на вооружении государства Си Ся. Их описание есть в «Троецарствии»: «также имелись боевые повозки, обитые изнутри железными листами, которые нагружались продовольствием, военным снаряжением и вещами [воинов], повозки тащились или верблюдами, или мулами. Они назывались –  «войско железных повозок». Позднее у повозок появились узкие бойницы для стрельбы. Развитие идеи привело к появлению осадного варианта – движущейся осадной башни, в виде огромной повозки с сотней и более воинов внутри, подтаскиваемой к осажденному городу, с вершины которой тангутские воины переходили на его стены

Сама идея боевых повозок близка к идее той машины, которую мы теперь называем танком. Но танк возник на другой основе и в другую эпоху - в эпоху развития механического двигателя, брони и огнестрельного оружия. Естественно поэтому, что между боевой повозкой древности и современным танком мало общего. Лишь общая идея их назначения и использования позволяет считать боевые повозки древности отдаленными предками современного танка.

Об использовании боевых защищенных повозок рассказывает нам памятник древней Ассирии.

Ассирийская боевая повозка. Бронзовый барельеф на воротах царя Шалмансара II (865-860 гг. до нашей эры.)

Две с половиной тысячи лет назад персидский царь Кир широко использовал боевые повозки против не приятельских фаланг. Карфагенский полководец Ганнибал в войнах с римлянами применял боевых слонов, которые также являлись своеобразными "боевыми повозками".

Боевые слоны древности

История военной техники от древних веков до нового времени содержит многочисленные данные о самых разнообразных проектах боевых повозок. Приведем лишь не которые из них.

В 1456 году в шотландской армии появились деревянные боевые колесницы, приводимые в движение парой лошадей.

Шотландская боевая повозка (1456 г.)

Ненадежность и недостаточная мощность "живого двигателя" наталкивали изобретателей на мысль об использовании других источников энергии. Таким источником для боевых повозок мог быть тогда только ветер. Идея применения "ветряного двигателя" была положена в основу двух интересных проектов.

В 1472 году итальянец Вальтурио предлагает проект боевой повозки, движимой ветром. По бокам повозки имеются крылья, как у мельницы, которые через зубчатые колеса приводят повозку в движение.


Боевая повозка Вальтурио, приводимая
в действие ветром (Италия, 1472 г.)

Симон Стевин (Нидерланды) решил вопрос по-иному, создав проект сухопутного парусного корабля.

Сухопутный корабль Симона Стевина
(Нидерланды, 1599 г.)

Над созданием боевой повозки работает великий итальянский художник и ученый Леонардо-да-Винчи (1500 год).

"Также устрою я, - пишет он, - крытые повозки, безопасные и неприступные, для которых, когда врежутся со своей артиллерией в ряды неприятеля, нет такого множества войска, коего они не сломили бы. А за ними невредимо и беспрепятственно сможет следовать пехота".

Тот же Леонардо-да-Винчи разрабатывает проекты деревянных повозок, вооруженных вращающимися серпами.

Проект боевой повозки Леонардо-да-Винчи, вооруженной вращающимися серпами (с оригинального рисунка Леонардо-да-Винчи, 1500 г.)

В 1558 году Хольшуэр (Германия) предлагает проект подвижной крепости, вооруженной артиллерией, так называемый "Гуляй-город"

"Гуляй-город" Хольшуэра (Германия, 1558 г.)

В 1588 году итальянец Августино Рамелли предложил интересный проект защищенной и вооруженной повозки, могущей переплывать крепостные рвы.

Боевая плавающая повозка Августино Рамелли
(со старинной гравюры. Италия, 1588 г.)

Были и другие проекты. Все они сводились к одному: поместить воинов с их оружием в защищенные боевые повозки и придать этим повозкам подвижность, необходимую для прорыва рядов неприятельского войска.

С изобретением огнестрельного оружия боевые повозки и рыцарская броня утратили свое значение. Новое оружие с его огромной пробивной силой, во много раз превосходящей защитные свойства брони, сделало бессмысленным применение защищенных боевых повозок и панциря рыцаря.

Лишь с изобретением механического двигателя - паровой машины и позже двигателя внутреннего сгорания снова вернулись к забытой идее защищенных боевых повозок, но теперь уже на иной основе - на базе механического двигателя, обладающего достаточной мощностью, чтобы передвигать тяжелые, защищенные броней повозки.

Для этого потребовалось почти 300 лет развития науки и техники.

e-mail: litmus@list.ru
Юниты Эпохи Империй
в реальной Истории:

на главную скачать игру