Школа Мастерства
Таблицы Юнитов
Коллекция Mgx
Игра в Интернете
Творчество Аокеров
Общение
Ссылки

Юниты Эпохи Империй в реальной Истории

История Самурайства в Японии

Самураи — в феодальной Японии в широком смысле — светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей (даймё) и кончая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении — военно-феодальное сословие мелких дворян. Хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «буси» (воин) это более широкое понятие, и оно не всегда относится к самураю.


Самурай в доспехах

Начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления в Японии феодального дома Минамото (1192—1333). Сословие самураев получило чёткое оформление во время правления в Японии сёгунов из феодального дома Токугава (1603—1867). Наиболее привилегированный слой самураев составляли так называемые хатамото (буквально — «под знаменем»), являвшиеся непосредственными вассалами сёгуна. Хатамото в своём большинстве занимали положение служивого слоя в личных владениях сёгуна. Основная масса самураев являлась вассалами князей (даймё); чаще всего они не имели земли, а получали от князя жалование рисом.
Кодекс поведения самурая «Бусидо» был проникнут духом беспрекословного подчинения господину и презрения к смерти. Законодательство Токугава разрешало самураю безнаказанно убивать на месте «простолюдина, который неприличествующим образом ведёт себя по отношению к членам военного класса». В период правления дома Токугава, когда внутренние феодальные войны были прекращены, военные отряды самураев использовались главным образом для подавления крестьянских восстаний.

Вместе с тем, даймё не нуждались в таких больших отрядах самураев, которые существовали ранее, в периоды феодальных войн, и число самураев в их военных отрядах сокращалось. Часть самураев превращалась в ронинов (деклассированных самураев, вассальная зависимость которых от князей прекратилась; ронины часто переходили на положение горожан, занимались ремеслом, торговлей и другой деятельностью). Иные самураи пополняли ряды ниндзя — наёмных убийц.

Процесс внутреннего распада сословия самураев заметно усилился с середины XVIII века. Многие самураи, даже не переходя на положение ронинов, занимались торговлей, ремёслами и т. д. Рядовые самураи (особенно в княжествах Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзен), тесно связанные с буржуазией, сыграли значительную роль в незавершённой буржуазной революции 1867—1868 (см. Мэйдзи исин). После неё сословие самураев, как и другие феодальные сословия, было упразднено, однако самураи не потеряли своего привилегированного положения.

Значительная часть самураев, ещё при Токугава фактически владевшая землёй (госи), стала после аграрных законов 1872—1873 и юридическим собственником этой земли, войдя в состав так называемых «новых помещиков». Из среды бывших самураев пополнялись кадры чиновников, из них состоял в основном офицерский состав армии и флота. Кодекс «Бусидо», прославление самурайской доблести и традиций, культ войны — всё это стало составной частью идеологии милитаристической Японии до начала Второй мировой войны. Термин «самурай» и сейчас иногда применяется для обозначения служащих японской армии.

Японцы стали одним из немногих народов Востока, которым в правление сиккэна Ходзё Токимунэ удалось избежать порабощения монголами. После отказа Японии уплачивать дань в 1274 г. монголо-корейский флот численностью 37 тыс. человек успел высадить часть войск на о-ве Кюсю, но тайфун нанес ему большие потери, и остатки флота ушли в Корею. В 1275 г. японцы планировали высадку своих войск в Корее, но план не осуществился. В 1281 г. гораздо более мощный флот, всего 140 тыс. человек, подошел к Японским островам, но в результате сопротивления японских войск в течение двух месяцев не мог высадиться на японской территории, после чего шторм уничтожил его, а успевшие высадиться монгольские войска были истреблены или взяты в плен. Третьей попытке помешало сопротивление народов Кореи, Южного Китая и Вьетнама.


Для военного правительства последствия отражения этой угрозы были неоднозначными. Оно усилило свою власть, получив от императорского двора право мобилизации людей, не являющихся вассалами бакуфу, а также реквизиции продовольствия из полностью иммунных владений, многие представители рода сиккэнов Ходзе получили должности военных губернаторов (сюго) и вотчинных администраторов (дзито) в западных провинциях, где влияние бакуфу было еще недостаточным. И одновременно необходимость борьбы с иностранным вторжением ухудшила положение крестьянства, на которое легли огромные расходы на оборону. Были подорваны и финансы бакуфу. Намного тяжелее стало финансовое положение самурайского дворянства. Много лет на. Кюсю осуществлялась охранная служба, строились оборонительные сооружения. Вассалы бакуфу продавали и закладывали землю ростовщикам. С целью борьбы с этим явлением, подрывавшим экономическую и социальную базу бакуфу, последнее с 1279 г. запретило самураям продажу земли, а когда эта мера не помогла, в 1297 г. издало указ о признании всех сделок самурайства по продаже и закладу земли недействительными. Указ эффекта не имел и в следующем году был отменен.
Трудности самурайства и крестьянства свидетельствовали о том, что наступил кризис старых форм организации производства и общества. Многие слои испытывали недовольство режимом Ходзе: прежде всего императорский двор, стремившийся вернуть власть, мелкие феодалы юго-западной и центральной части страны, торговую деятельность которых ограничивала система вотчин сёэн, крупные феодальные семьи, оттесненные домом Ходзе от реального управления страной и мечтавшие сами стать феодальными правителями, превратившие в своих вассалов многих обедневших самураев. Были недовольны и находившиеся под тяжелым налоговым прессом широкие массы крестьянства. Символом единения в борьбе с сёгунатом для всех этих различных социальных групп стал император Годайго.
В 1333 г. сёгунат был свергнут. На короткий срок установилась императорская власть. Император Годайго стремился управлять единолично, отменил институты бакуфу, экс-императоров-монахов, регентов, но не смог ликвидировать противоречий между аристократами и воинами, ущемлял интересы последних, потребовав подтверждения всех земельных владений только императорскими указами, и через два года, в 1335 г., один из крупнейших феодалов, Асикага Такаудзи, поднял мятеж, который привел к образованию второго сёгуната - Асикага, или Муромати, по названию квартала в Киото, где располагалось военное правительство. Он просуществовал свыше двух с половиной столетий - с 1336 по 1573 г. С переходом власти в руки Асикага начались междоусобные войны, продолжавшиеся почти до конца столетия. Император Годайго бежал в горы, основав в местечке Есино Южный двор, а Асикага посадил в Киото на трон императора Коме, который возглавил Северный двор. Двоецарствие существовало до 1392 г., когда обе династии объединились и столицей вновь стал Киото. Гражданская война продолжалась долго, так как не только боролись два лагеря феодалов, но и шла борьба за перераспределение земель в масштабах всей страны.
При сёгунате Асикага хотя и существовал центральный государственный аппарат, но правительство находилось чаще всего под контролем могущественных феодалов - Сиба, Хосокава, Хатакэяма и др. За время существования сёгуната Асикага происходят большие изменения в характере власти. Вторая половина XIV в. характеризовалась слабой центральной властью сёгуната, менее устойчивой по сравнению с сёгунатом Минамото-Ходзё. Полное ослабление органов императорского правления ликвидировало диархию, когда административно-распорядительную власть делили между собой императорский двор и сёгунат. В XIV в. военные губернаторы (сюго) полностью захватили функции гражданских губернаторов, устанавливали прямые вассальные связи с деревенскими феодалами. Сёгуны Асикага могли контролировать самурайство лишь с помощью вооруженной силы, перемещая сюго из одной провинции в другую, препятствуя созданию ими устойчивой базы.
К началу XV в. сёгунам удалось укрепить позиции центральной власти, разгромив или ослабив наиболее сильных феодалов, занимавших посты военных губернаторов. В начале XV в. третий сёгун династии Асикага - Есимицу - и его наследники были уже близки к положению полновластных хозяев страны. Они стремились не допустить самостоятельности сюго. В большинстве областей, которые военные губернаторы получали под свое управление, они, как правило, имели мало земель в своем личном владении и их вассальные связи с местными самураями были слабы. Поэтому для осуществления контроля над этими провинциями сюго были вынуждены полагаться на власть сёгуна. Сёгуны препятствовали усилению контроля губернаторов над провинциями, устанавливали, минуя сюго, прямые вассальные связи с местными мелкими и средними феодалами. Кроме того, в первой половине XV в. сюго западной и центральной частей страны были обязаны проживать в Киото, а сюго восточной - в Камакура. В отсутствие губернаторов их дела в провинциях вели заместители. Однако контроль сёгунов над крупными феодалами был недолгим. К середине XV в. вновь усиливается борьба между феодалами, приведшая к ослаблению власти сёгуната, об этом говорит, в частности, факт убийства сёгуна Асикага Есинори в 1441 г. одним из феодалов, начинается междоусобная война 1467-1477 гг. После этой войны сёгунат потерял свое влияние, хотя и просуществовал еще около ста лет. Наступил период полной феодальной раздробленности. В 1485 г. местные феодалы и крестьянская верхушка изгнали из провинции Ямасиро войска сражавшихся между собой двух ветвей дома Хатакэяма и на восемь лет установили свой контроль; с 1488 г. адепты секты Икко целое столетие управляли провинцией Kaрa.


Самураи, как военное сословие в эпоху междоусобных войн (Х-ХVI вв.)

Феодальные междоусобные войны Х-XVI вв., являвшиеся следствием политической раздробленности страны и возникшие в результате борьбы крупных феодалов за власть и территориальное преобладание, а также из-за переделов земель, создали предпосылки для окончательного оформления самурайства как сословия, которое можно назвать сословием мелкопоместного служилого дворянства. Площадь государственной (императорской) земли сократилась в несколько раз, в то время как земли крупных феодальных князей постоянно увеличивались в размерах.
Своего апогея междоусобицы достигли в середине XII в. во время наиболее напряженной войны между двумя самыми могущественными феодальными домами того времени - Тайра (Хэй) и Минамото (Гэн), получившей в японской истории название Гэмпэй. Минамото и его сторонники стремились к захвату богатых земель Тайра, узурпировавшего власть, отнятую у императора. Феодалы Минамото, властвовавшие в северо-восточных областях равнины Канто, располагали более дееспособной и многочисленной армией самураев, закаленной в непрерывных схватках с айнами.
Кроме того, Минамото обладал несомненным преимуществом перед своим противником - он мог постоянно снабжать переходящих к нему дружинников мелкими земельными наделами, отвоеванными у аборигенов Северо-Востока, в то время как сторонники Тайра имели меньше таких возможностей. Все это обусловило в итоге поражение Тайра в ряде сражений, самым значительным из которых была морская битва при Данноура (Симоносэки) в 1185 г., и переход господствующего положения в стране к Минамото.
Последующие семь лет приверженцы Минамото вели борьбу за окончательный захват власти против хэйанской (киотоской) придворной аристократии; в результате император и его вельможи полностью потеряли политическую и экономическую силу. В 1192 г. Минамото Ёритомо принял титул сэйн тайсёгун, или просто сёгун, и перенес свою столицу на восток Хонсю в г. Камакура, установив новую систему правления - сёгунат, режим военной диктатуры, характеризовавшейся безраздельным господством самурайства в социальной и политической областях.
Самураями в это время стало считаться все военное дворянство Японии, включая и самого сёгуна. Особой категорией самураев, или верхушкой сословия (как бы сословием в сословии), были феодальные князья, владетели крупных земельных участков разной величины. Далее шли самураи среднего и низшего рангов, отличавшиеся друг от друга размерами богатства и доходов. Они являлись основной военной силой феодалов. Вначале эти самураи были преимущественно жителями местностей, владетелями которых были феодальные князья, отдававшими себя под покровительство последних и становившимися их вассалами (кэнин). Император при такой форме правления, оставаясь божественным потомком Аматэрасу, являлся лишь формальным правителем Японии. Он и его окружение в лице аристократии отрываются с этого времени от управления страной почти на семь веков. Однако по традиции император, в силу того, что уже изначально он считался потомком богов, номинально все же рассматривался как лицо, стоявшее во главе всего японского народа, а аристократия Киото соответственно занимала высшее положение (но только лишь по принципу аристократического престижа и "благородства") в иерархической системе японского феодального общества. Главой же военного правительства (бакуфу) был сёгун, считавшийся наместником императора.
В то же время, несмотря на сильную власть верховного правителя - сёгуна, каждый местный феодал стремился упрочить свое положение за счет создания собственных дружин.
Военно-феодальное сословие самураев в соответствии с принятым в эпоху Камакура (1185-1333) сословным делением общества официально стало -наряду с придворной киотоской аристократией (куга) привилегированным сословием господствующего класса Японии. Все самураи, или буси, первого сёгуната Минамото были разделены на две категории: гокэнин и хигокэнин. Первые стояли в центре сословия воинов, являясь стержневой социальной группой самурайства, и находились в непосредственном подчинении у сёгуна; вторые были слоем мелких феодалов (самураев-дружинников), не являвшихся непосредственными вассалами сёгуна, а прямо или косвенно подчинявшихся императорскому двору или храмам, имевшим известную степень автономии. Хигокэнин получали иногда от феодалов небольшие участки земли в качестве ленов, которые нередко сами и обрабатывали
Сёгун ведал гокэнин непосредственно, защищал их интересы, раздавал должности и чины; гокэнин в свою очередь несли особую службу (гокэнин-эки), заключавшуюся в воинской повинности, уплате ежегодной дани и т. д., и вступали во главе своих подчиненных в войско сёгуна, чем доказывали свою верность сюзерену.
Военно-феодальное сословие установило власть над всеми живущими на землях феодалов крестьянами. Функции владетелей поместий сводились лишь к контролю над исполнением закрепощенным крестьянством трудовых повинностей и уплате феодалам натуральной ренты, составлявшей иногда более половины урожая. Кроме того, крестьянство обязано было служить в отрядах самураев в качестве слуг и копьеносцев во время военных походов. Каждая деревня выделяла в дружину феодала определенное число пеших воинов, получивших в период междоусобных войн название "асигару" (букв. "легконогие") и превратившихся затем по существу в самураев низшего ранга.
Таким образом, самурайство жило непосредственно за счет эксплуатации крестьян, работавших на землях своих хозяев и обязанных помогать буси в их военных авантюрах, будучи насильственно оторванными во время войны от земли.
Во второй половине XIII в. Япония оказалась перед лицом внешней опасности - монгольского нашествия (гэнко), которое существенно повлияло в дальнейшем на обстановку в стране в целом, затронув в значительной степени и самурайство. Дважды (в 1274 и 1281 гг.) монгольские завоеватели под предводительством внука Чингисхана Хубилая пытались покорить и присоединить Японию к своей империи. Обе экспедиции монгольских войск и их сателлитов окончились неудачами, обусловленными как просчетом в организации и командовании, так и небывало сильными ураганами, пронесшимися над побережьем Кюсю во время экспедиции флота монголов к берегам Японии.
Однако, несмотря на огромную потерю людей и кораблей, отдельные соединения армии Хубилая высадились на японские берега (как в 1274, так и в 1281 г.), захватив незначительную территорию, и начали военные действия против' японцев. Но лишенные помощи и подкреплений, отряды монголов были уничтожены объединенными самурайскими дружинами.
Монгольское нашествие потребовало мобилизации всех внутренних сил страны, ухудшило материальное положение крестьянства и мелких ленников, которые вынуждены были вносить большую часть производимого продукта на нужды войны, и создало предпосылки для кризиса мелкопоместного хозяйства и ослабления самурайства: буси, в частности, перестали получать средства от феодалов и должны были нести службу за свой счет. В это время появилась тенденция к распаду системы сёэн (средних и мелких феодальных хозяйств) и образованию (уже в XIV-XV вв.) новых крупных феодальных земельных поместий, в которых искали покровительства многочисленные самураи, окончательно оторванные от сельского хозяйства.
Развитие товарно-денежных отношений, экономические затруднения в среде самураев, частые междоусобицы вели к упадку власти сёгуна и усилению владетельных феодалов даймё, ставших полноправными хозяевами в управляемых ими провинциях.
С начала XV в. Япония надолго погружается в состояние всеобщего хаоса, а ее территория почти повсеместно становится ареной военных действий. Вершиной этих столкновений была война между феодальными домами Сиба Хатакэяма, Хосокава и Ямана, получившая название "смута годов Онин" (1467-1477). Эта война способствовала еще большему усилению феодальной раздробленности и концентрированию земельных владений в руках нескольких сотен крупных феодалов.
Междоусобицы, длившиеся десятилетиями, подорвали экономику всех провинций Японии, вызвали упадок земледелия; из-за войн крестьянство на долгое время отрывалось от земли, подвергалось нещадной эксплуатации и поборам, облагалось налогами. Ухудшение положения крестьянских масс приводило к широкому антифеодальному движению, частым крестьянским восстаниям, к которым нередко примыкали ронины и разорившиеся самураи. Наиболее значительным из них было восстание крестьян провинции Ямасиро, установившее крестьянское самоуправление, которое просуществовало восемь лет (1485-1493). К началу XVI в. власти сёгун Асикага теряют всякий контроль над крупными феодальными землевладельцами, Япония распадается на ряд независимых княжеств с влиятельными даймё во главе. Наступает наиболее смутное и тяжелое время в истории японского средневековья - период военной анархии, или, как его назвали, "Сэнгокудзидай" - "период сражающихся областей". Непрерывные гражданские войны "всех против всех" длились с 1507 по 1573 г.
С социальной точки зрения эту эпоху можно охарактеризовать как время "повышенной самодеятельности отдельных групп и представителей воинского сословия, создающих свои феодальные владения".
С 1573 г. в Японии наступает период личных диктатур, который начался со свержения князем Ода Нобунага, выступившим на борьбу за политическое объединение страны, последнего (шестнадцатого) сёгуна династии Асикага Ёсиаки (1568-1573) и закончился разгромом в 1600 г. в битве при Сэкигахара противников Токугава Иэясу (1603-1605), продолжателя политики Ода Нобунага и основателя третьего сёгуната, являвшего собой время централизованного феодализма.
"Лишь проделав все это, самурайское сословие завершило свой круг развития в форме феодальной империи Токугава - этой наиболее совершенной и в то же время последней формы его политической организации и социального господства", - писал Н.И. Конрад.

Самурайский доспех О-Ёрой

О-ёрой буквально переводится как "большой доспех". Он относится к группе пластинчатых (ламеллярных) доспехов, в целом именуемых кодзан-до. Это название образовано из трех слов: ко – "маленький", санэ (в середине слов произносится дзанэ) – "пластинка" и до – "кираса", "набрюшник".


Доспех О-Ёрой из Национального Музея Костюма, г.Токио. Общий роскошный
вид доспеха, а также рога кувагата на шлеме указывают на знатного самурая. Доспех сделан
по описанию самурая Хатакэяма Сигэтада, героя войны Гэмпэй со стороны Минамото.

Действительно, подавляющее число элементов этих "доспехов из маленьких пластин" выполнено из пластинок санэ, сделанных из железа или толстой продубленной кожи.Эти пластины, вообще типичные для большинства японских доспехов, довольно существенно различаются между собой в разные исторические эпохи. В период Гэмпэй обычным типом пластинок были "большие пластины" о-арамэ. По форме это четырехугольники размерами приблизительно 6-7 см на 3-4 см с 13 небольшими отверстиями, расположенными вертикально в два ряда. Поскольку в одном ряду было на одно отверстие больше, верхний край пластинки был не прямым, а наклонным. Отверстия различались по размеру – верхние 5 были побольше, нижние 8 поменьше. Сквозь нижние продергивались два кожаных шнурка, которые соединяли в среднем 25-30 пластинок, в зависимости от их размера, в гибкую горизонтальную полосу. Полоса покрывалась несколькими слоями лака, добывавшегося из местного растения, подобного каучуконосным деревьям, и обладавшего поэтому большой гибкостью. Получившаяся заготовка была основой для любого фрагмента доспеха. Через остававшиеся отверстия в верхней части пластинок готовые горизонтальные полосы переплетали между собой уже более широкими цветными шнурами одосигэ, которые придают японским доспехам такой узнаваемый и красочный вид.

Основной частью о-ёрой была плетеная кираса – до. Она имела довольно оригинальную конструкцию. Живот закрывали четыре горизонтальных ряда пластин, называвшихся накагава. Они начинались от правого бока, шли по передней поверхности туловища налево, огибали левый бок и по спине возвращались обратно, не соединяясь, однако, между собой. Их связывала друг с другом цельнометаллическая пластина цубо-ита (дословно "узкая пластина"), которая пристегивалась к переднему и заднему краям накагава с помощью застежек, типичных для всех японских доспехов. Они называются такахимо и представляют собой сдвоенные шелковые шнуры, одна пара которых имеет на конце петлю, а другая – деревянную или костяную пуговицу овальной формы. Дополнительно цубо-ита поддерживал шелковый шнур, перекинутый через левое плечо.
Чтобы прикрыть грудь и верхнюю часть спины воина, получившийся набрюшник спереди наращивали двумя, а сзади тремя горизонтальными рядами, которые назывались татэагэ. Поскольку татэагэ все равно оставляли верхнюю часть груди незащищенной, спереди над ними прикрепляли металлическую пластину муна-ита с полукруглым вырезом по центру для свободных движений шеей. Сзади была такая же пластина, называвшаяся осицукэ-ита, к которой крепились жесткие плечевые ремни ватагами. Хотя дословно ватагами означает "хлопковые плечи", они были сделаны из железа или толстой кожи. Каждый плечевой ремень снабжался двумя кожаными петлями гуми-ва, к которым привязывались большие наплечники, увеличивающие и без того немалый вес доспеха. Чтобы при надевании доспеха можно было свободно откинуть ватагами, второй сверху ряд задних татэагэ как бы выворачивали наизнанку. Этот ряд назывался сака-ита и снаружи выглядел как длинная лакированная полоса из пластинок о-арамэ, связанных в два ряда х-образными перехватами кожаного шнура. Передние татэагэ так же густо переплетали шнурами, как остальные ряды набрюшника.
Ватагами пристегивались к сплошной нагрудной пластине муна-ита застежками такахимо. Места прикрепления застежек, легко уязвимые для врага, закрывали двумя пластинками. Правая была побольше и называлась сэндан-но ита. Чтобы она была подвижной и не мешала движениям правой руки, пускающей стрелы или работающей мечом, ее собирали из трех коротких рядов санэ и венчали небольшой железной пластинкой, покрытой кожей. Для другой руки подвижность была не так важна, поэтому левая пластинка была цельнометаллической, узкой и вытянутой в высоту. Ее звали кюби-но ита. В период Хэйан верхний край обеих нагрудных пластин имел слегка изогнутую элегантную форму. Пластины украшали позолоченными медными накладками различного вида – в то время чаще всего в форме хризантемы.
Все цельнометаллические пластины, перечисленные выше, покрывали толстой прокопченной кожей намэсигава. Кроме того, самый большой кусок кожи, цурубасири-до гава, закрывал все плетеные ряды передней поверхности туловища. Делалось это для того, чтобы при выстреле из лука тетива (цуру) свободно скользила по доспеху, не рискуя зацепиться за выступающие пластинки. Возможно, поэтому набрюшник получил название накагава, что означает "средняя кожа". С другой стороны, это может говорить о том, что в древности предпочтение отдавалось не железным, а кожаным пластинкам санэ. Надо сказать, что часто не удается дать удовлетворительный перевод оригинальному японскому названию, поэтому мы будем оговаривать только термины, значение которых не вызывает сомнений.
Готовые куски кожи прокрашивали по трафарету красным и голубым цветами по палевому фону. Обычным рисунком были круги со стилизованным изображением китайских геральдических львов сися голубого цвета, заключенных в решетку из красных или красно-синих ромбов. Стороны ромбов образовывал стилизованный растительный орнамент. Иногда кожу красили до копчения; тогда краски изменяли свой цвет под воздействием температуры и готовые куски были желтыми с белым и коричневым орнаментом. Описанный геометрический рисунок наиболее характерен для эпохи Хэйан. В эпохи Камакура и Намбокутё стали появляться другие рисунки, например, изображения драконов или буддийских святых. Оформление стало более "японским", утратив геометрический характер. Те же львы и растения, обычно пятилепестковые цветочки вишни сакура, располагались теперь в кажущемся беспорядке. В XIV в. рисунки на коже стали патентовать и эта традиция продержалась до периода Эдо, поэтому многие доспехи, созданные в разные эпохи, имеют одинаковый тип окраски кожаных частей.
Как видно из вышесказанного, кожа животных весьма активно использовалась в изготовлении доспеха, начиная с пластинок санэ и скреплявших их шнуров и заканчивая оформлением нагрудника и железных пластин. Обычно использовали оленьи шкуры или буйволиную кожу. Известно, что один из древних доспехов назывался "Круглые колени" – по преданию, для его изготовления потребовалась кожа с покрытых мозолями колен тысячи буйволов. Интересно, что с VII-VIII вв, когда японцы приняли буддизм, убийство животных, особенно полезных для человека, считалось большим грехом. Всеми занятиями, связанными с контактом с трупами людей или животных (похороны, свежевание туш, выделка шкур и в том числе выделывание кожаных частей доспеха), занималась каста париев, называвшихся буракумин, и считавшихся "недочеловеками". Самураи, однако, и даже буддийские монахи не гнушались носить кожаные доспехи, как, впрочем, и убивать себе подобных. Здесь мы имеем дело с типичным для Японии конфликтом между практической выгодой и религиозными запретами, в котором предпочтение, как правило, отдавалось рационализму.
Очень характерный вид доспеху придавали широкие наплечники и набедренники. Собственно, своим названием "большой доспех" обязан именно этим элементам. Набедренники кусадзури состояли из пяти горизонтальных рядов пластинок. К до крепились три кусадзури – по одной сзади, спереди и на левом боку. Четвертая, правая кусадзури, являлась продолжением промежуточной пластины цубо-ита и с ней вместе называлась ваидатэ. Боковые набедренники соединялись с нагрудником до полосами узорной кожи и висели ниже, чем передний и задний, примерно на ширину одного горизонтального ряда. Благодаря этому они лучше защищали бедра воина, сидевшего на лошади. Передний и задний кусадзури крепились такими же шнурами, которые переплетали весь доспех, и были более подвижны, чем боковые. У всадника они прикрывали обе луки седла и не мешали движениям туловища. Чтобы было удобнее ходить, нижнюю пластину передних и задних кусадзури делали из двух половин.
Наплечники содэ – самая заметная часть доспеха, наверное, благодаря отсутствию каких-либо аналогов в европейском защитном вооружении. Считают, что они произошли от щитов, которые употребляли воины государства Ямато. Действительно, общие черты со щитами у содэ есть: это, во-первых, значительная ширина наплечника, во-вторых, его плоская форма, не очень приспособленная для защиты руки. Содэ, как и другие части о-ёрой, делали из горизонтальных пластин, обычно 6-7 штук, связанных шнурами одосигэ. По боковым и нижнему краю всего содэ продергивали поддерживающий шнур мими-ито. Он был пестрым, в период Хэйан обычно белым с синим, а в позднейшие периоды бело-красно-зеленым или бело-пурпурно-зеленым. Вверху наплечник наращивала сплошная железная пластина каммури-но ита, крытая кожей. Ее передний край был в полтора раза выше заднего, а концы закруглены, чтобы при активных движениях рук не поранить лицо и шею воина, поскольку содэ довольно высоко поднимались над плечами. Кстати, от удара наплечников шею дополнительно защищали вертикальные полукруглые "крыльца" из железа на плечевых ремнях, называвшиеся сёдзи-но ита. Они же придавали ватагами известную жесткость. Стык между верхним горизонтальным рядом содэ и цельной металлической пластиной закрывала "декоративная пластинка" кэсё-но ита. Вообще, такая пластина использовалась на всех частях доспеха, где существовал переход от рядов кодзанэ к сплошным железным пластинам. Это была длинная узкая щепка из твердых пород дерева, покрытая темной (черной, темно-синей или коричневой) кожей, иногда со светлым, довольно однообразным во все исторические периоды, рисунком – обычно сильно стилизованным изображением ирисов. С темным цветом этой пластинки контрастировали крупные заклепки из позолоченной меди, соединявшие каммури-но ита по бокам и в центре с верхней гибкой полосой содэ.
К каммури-но ита спереди и сзади крепили по медному кольцу и еще одно кольцо было на четвертом снизу ряду содэ, по заднему краю. К двум верхним кольцам цепляли двойные шелковые шнуры с пышной кистью на конце, к третьему – одинарный шнур. Ими содэ крепили к доспеху. Передний верхний шнур привязывали к передней петле наплечника ватагами. Шнур, идущий от заднего кольца каммури-но ита, цепляли к большому банту из толстого крученого шелка на спине воина. Этот бант, агэмаки, висел на медном кольце, приклепанном к той самой задней "вывернутой" пластине сака-ита. Шнуры от нижнего заднего кольца тоже привязывали к банту, но так, чтобы они пересекались с верхними шнурами. Похоже, что другого практического значения агэмаки не имел, однако он оставался декоративной частью доспеха еще очень долгое время после того, как перестали применять содэ.
Описанное крепление наплечников, несмотря на их громоздкий внешний вид, позволяло свободно стрелять из лука, что было первоочередным делом в то время. При стрельбе содэ "съезжали" за спину, не мешая движениям лучника, а когда воин опускал лук и брался за поводья, возвращались на место, прикрывая руки до локтя.
Нижние горизонтальные ряды и набедренников, и наплечников существенно отличались от остальных. Как и сака-ита, их выворачивали наизнанку, поэтому они выделялись на фоне цветной шнуровки доспеха блестящей черной поверхностью с двумя рядами "ромбов" (хиси) – крестообразных перехватов кожаного или шелкового шнура. От них пластина и получила свое название хисинуи-но ита, что означает "пластина, плетеная ромбами". Эти заметные шнуры всегда красные или алые. На некоторых старых доспехах они выглядят розовыми или желтыми, но это связано с естественным выцветанием красок от времени. Сочетание алых шнуров на нижних пластинах с почти всегда алыми бантом агэмаки и шнурами, крепящими содэ, определенным образом унифицировало все пластинчатые доспехи вне зависимости от цвета их остальных частей.

e-mail: litmus@list.ru
Юниты Эпохи Империй
в реальной Истории:

на главную скачать игру